Диффузия инновации
Разработка новых товаров
Стратегия разработки новых товаров
Лекция 10. РАЗРАБОТКА ТОВАРА
В связи с быстро изменяющимися потребностями и запросами потребителей, фирма в условиях конкуренции должна иметь свою программу разработки новых товаров. Фирма может заполучить новинки двумя способами:
- приобретением со стороны, например, купив патент, лицензию или другую фирму;
- созданием у себя отдела исследований и разработок.
Перед фирмой, занимающейся разработкой новых товаров, стоит дилемма: с одной стороны, надо разрабатывать новые товары, а с другой, не так уже и много шансов на успех. Основными причинами неудач являются:
- “проталкивание” своих идей высокопоставленными руководителями;
- переоценка объема рынка для нового товара;
- неудачная конструкция нового товара;
- неправильное позиционирование и рекламирование.
Сам факт того, что рано или поздно любой товар переходит из стадии зрелости в стадию упадка, ставит фирму перед необходимостью регулярных инноваций с целью обновления продуктового портфеля предприятия.
Инновация(от лат. in-novatio — обновление) - это новшество, нововведение, какое-либо изменение, созданное и подготовленное к внедрению «под ключ».
К инновациям можно отнести: разработку нового продукта, создание и внедрение новой технологии или know-how, организационные и структурные изменения в работе предприятия, проникновение на новые рынки сбыта и т.д. В любом случае, под инновацией понимается реализация некой плодотворной практической идеи, которая приносит пользу обществу и, в конечном счете, прибыль тому субъекту рынка, который ее реализовывает.
Любое общество в той или иной степени склонно к консерватизму и не сразу принимает те изменения, которые проводят в жизнь наиболее активные и инициативные граждане. Большинство инноваций гибнет на начальном этапе своего развития. Однако те изменения, что которые пробивают себе дорогу, проходят несколько стадий в своем развитии. Этот процесс носит название диффузии инновации (см. рисунок на след. странице).
Потребители инновации подразделяются на пять групп:
□ Новаторы - потребители, быстро принимающие все новое, готовые психологически к опробованию инновации,
практически еще неизвестной обществу
Q Ранние последователи - активные потребители, также быстро усваивающие новинку и создающие хорошую стартовую площадку для массового распространения инновации
/ | \ | - | |
/ | \ | ||
/ | \ \ | ||
/ Раннее | \ Позднее | \ | |
/ | большинство | большинство | |
35% | 35% | 15 %>---.__ |
□ Раннее большинство - наиболее
активная часть массового рынка, о,<
охотно принимающая инновацию
на первом этапе массового распространения
□ Позднее большинство - более
консервативная часть массового
рынка, принимающая инновацию
с определенной степенью
недоверия
□ Запаздывающие - наиболее
пассивные потребители, которые
Запаздывающие |
находятся на удаленной пери 0 0 f-0/12,5%.
ферии рынка ^'""'' рЯННцР
Новаторы г^нние
последователи