Разработка пятна.

Разработки пятна Рис. 11. Графически -тоновая

Рис. 9. М.В. Добужинский. Заставка к произведению

Рис. 8. Е.М. Бем. Е.М. Бем рисует крестьянских детей

Рис. 7. Виды пятен

Пятно

Рис. 6. Наложение объектов

А б

Рис. 4. Ритмический строй

К произведению Н.В. Гоголя

Рис. 3. Н.В. Кузьмин. Рисунок

«Записки сумасшедшего»

 

Рис. 5. О. Гульбранссон. Портрет учителя
Самые сложные задачи — выявление линиями разного ритмического строя (рис.4) графической композиции, облегчение верха, утяжеление низа, сохранение плоскости и др.Важно иметь в виду, что, в конечном счете, выполнение зада­ний здесь служит цели построения не формальных (учебных), а содержательных (прикладных) графических композиций. Поэтому для более успешного освоения данной темы следует находить и анализировать конкретные примеры решения отмеченных задач в прикладной и станковой графике. Это, впрочем, относится к освоению всех тех аспектов построения формальной композиции, которые будут рассмотрены нами далее.

 

В отличие от точки и линии пятно, как правило, заполняет большую часть графической плоскости. С использованием пятна значительно расширяется палитра средств построения графической композиции. В эту палитру включаются и те мно­гочисленные и разнообразные формы тоновой графики, кото­рые получаются при использовании столь же многочисленных и разнообразных приемов ее разработки(рис.7).

Основные виды этих форм обладают своими специфическими композиционно-художественными свойствами. «Заливка», например, дает ровную, тоновую поверхность. «Отмывка» характеризуется плавным переходом от светлого тона к темному и обратно, «размывка» — мягкими затеками и т. д.

Простейшая композиционная задача здесь заключается в том, чтобы при использовании той или иной тонально-графической формы максимально ярко выявить ее художественный характер. Это достигается, во всех случаях, за счет выразительности внешнего края пятна (силуэта), т.е. того пространства, которое граничит с соседней плоскостью. Можно сделать следующий вывод, что выразительность силуэта зависит от выразительности линии, которая является его границей, т.к. сам силуэт лишен объема. Примеры удачного решения этой задачи представлены в рис. 8—9.

 

 
 

 

 

Ф.М.Достоевского «Белые ночи»

Разновидностью этой задачи может служить графически-тоновая разработка плоскости с передачей текстур разных материалов. Она предполагает не столько точное повторение материала, сколько передачу его характера — однородности, рисунка и цвета при четкости и легкости графического исполнения. Удачные ее примеры представлены в рис. 11, 23.

Более сложная задача — гармоничное сочетание в графической композиции разных тоновых элементов. Такие элементы могут использоваться как при построении плоскостной композиции, так и в изображении объемов и пространства. Тонально-плоскостная разработка достигается в основном за счет применения разного рода заливочных, пастозных и растровых (равномерно заполненных точками или линиями) графических форм. Задание на объемно-пространственное изображение строится на основе использования разного рода «растяжек», «отмывок», светотеневых построений, доводок и штриховок (рис. 10.).

 
 

Рис.10. Пример тонально-плоскостной

 
 

Студенческая работа