Метод игр

 

Игра представляет собой особый вид моделирования процессов (экономических, финансовых, технических и т. д.) с любым числом участников, каждый из которых стремится максимизировать некоторую

целевую функцию, подчиняясь набору определенных правил. Целевые

функции, как правило, могут быть различными для различных игроков,

поэтому сотрудничество между участниками игры в ряде случаев может дать им определенные преимущества.

При проведения игры каждый участник должен играть, то есть имитировать некую специфическую роль, отведенную ему сценарием. При проведении игры в зависимости от целей могут быть заданы лишь начальные условия или определена программа последующих действий.

То же касается и участников: либо им может быть разрешено играть

свои роли совершенно свободно, либо они должны подчиняться довольно жестким требованиям, то есть правилам игры.

Для инновационных решений используются стратегические игры, в

том числе деловые игры.

Стратегические игры — это конфликтные игры, в которых эффективность решения, принимаемого одним участником (то есть элементом системы), зависит от образа действия других участников.

Такая ситуация называется конфликтной. В данном случае конфликт не обязательно предполагает наличие антагонистических противоречий.

Конфликтная ситуация возникает при столкновении интересов двух и более участников экономической системы. По числу игроков игры разделяются на парные (то есть игры двух лиц) и множественные.

Стратегия — это система поведения участников игры в тон или иной конфликтной ситуации. Когда хотя бы один из участников игры имеет в своем распоряжении бесконечное множество стратегий, такая игра называется бесконечной. При ограниченном числе стратегии у обоих участников игра называется конечной. Игрок может принять одно решение (стратегию) и придерживаться его на протяжении всей игры. Например, один участник выбирает какую-то стратегию и не реагирует на поведение другого участника игры. Это означает, что он придерживается чистой стратегии.

Чаще всего в зависимости от конфликтной ситуации участнику приходится принимать различные решения для получения максимально

возможного выигрыша или минимально возможного проигрыша. Это означает применение смешанной стратегии. Существуют следующие

стратегические игры:

• игра двух лиц с нулевой суммой. Она означает, что сумма выигрыша каждого участника после окончания игры равна нулю;

• игра по принципу максимина и минимакса. Максимин означает,

что нижняя цена игры определяет минимальный выигрыш участника. Минимакс означает, что верхняя цена игры определяет максимальный проигрыш участника. Принцип максимина и минимакса позволяет выбрать стратегии, определяющие минимум выигрыша одного участника и максимум проигрыша другого участника;

• игра с седловой точкой. Седловая точка — это равенство нижней и верхней цены игры. Такое равенство называется чистой ценой игры. Стратегии, соответствующие чистой цене игры, — это оптимальные стратегии;

• игры с применением смешанной стратегии.

Деловые игры являются разновидностью стратегических игр.

Деловая игра — это модель взаимодействия людей в процессе достижения целей экономического характера. Деловая игра подразумевает имитацию группой лиц хозяйственной деятельности на модели экономической системы.

Деловая игра — это система управления, состоящая из подсистемы принимаемого решения (управляющая подсистема) и подсистемы, в которой реализуется решение (управляемая подсистема). Между этими подсистемами возникает обратная связь. Деловая игра проводится в несколько этапов, после каждого из которых первоначальная ситуация под воздействием решений претерпевает изменения. Деловая игра включает в себя три элемента: участники игры, правила игры, информационная база игры.

Основной элемент — это участник, то есть человек и его поведение в данной системе.

Правила игры в строгой математической форме и виде предложений о поведении модулируемой системы определяют взаимодействия людей в процессе игры. Правила игры отражают соотношение между людьми в моделируемых ситуациях и являются своего рода ограничениями, в рамках которых участники игры могут проявлять индивидуальные способности.

Информационной базой деловой игры служат количественные показатели, соответствующие состояниям моделируемых процессов и характеристикам реальных объектов.