Учение и практика джайнизма

В центре учения джайнизма стоит проблема освобождения от сансары. Для достижения мокши нужно обрести «три сокровища»: «правильное мировоззрение», «правильное познание» и «правильное поведение».

«Правильное мировоззрение» — джайнское, согласно которому мир состоит из джив (живых индивидуальных душ) и пяти категорий неживого (вещества, пространства, движения, покоя и времени). Бесчисленные дживы и неживое существуют вечно. Карма вызывает притекание к дживам вещества. Дживы, погруженные в вещество, претерпевают бесконечные перерождения в телах богов, людей, животных, растений, существ преисподней; дживами также обладают элементы пейзажа и природные явления. С помощью «правильного поведения» можно постепенно утончить кармическое вещество, но полное освобождение от кармического плена доступно только монахам-шраманам (они также называются, как и в буддизме, бхикшу — «нищие»).

Мир существует бесконечное число циклов, которые делятся на 6 периодов улучшения мира и 6 период ухудшения. В течение 3 и 4 периодов ухудшения являются «провозвестники истины» — тиртханкары («создатели переправы» через поток сансары к нирване). Джайны верят, что Махавира был не основателем джайнизма, а последним, двадцать четвертым тиртханкаром. Первым тиртханкаром джайны считают Ришабху, царя легендарного древнеиндийского государства Кошала, который научил людей искусствам, ремеслам и законам, а его дочь — письменности.

Пятый период начался через три года после нирваны Махавиры и продлится 21000 лет. К концу этого периода джайна дхарма исчезнет, так как не останется душ, способных достичь мокши.

В пятом периоде жизнь сокращается и становится невыносимой, а в шестой прекращается вовсе. Затем начинается улучшение, пока постепенно все не приходит обратно к первому периоду, в котором люди рождаются в телах гигантов, долго живут и легко достигают освобождения.

Мир замкнут (вне мира существует непознаваемый «не-мир») и делится на верхний, средний и нижний. В высшей части верхнего мира пребывают сиддхи («достигшие» освобождения дживы), которые больше никогда не родятся в теле. Ниже обитают бесчисленные боги, люди и животные. Средний мир — царство растений, земли и воды. Нижний мир состоит из 7 уровней чистилищ, в которых грешники очищаются страданиями.

«Правильное познание» — «второе сокровище» джайнизма — включает средства и методы преодоления невежества и постижения природы души и мира.

«Правильное поведение» заключается в соблюдении «пяти великих обетов», прежде всего ахимсы, то есть запрета на убийство живых существ. Ахимса подразумевает вегетарианство и отказ от профессий, связанных с возможностью убийства живых существ, включая земледелие, поскольку во время обработки земли могут погибать мелкие животные.

Поэтому джайны занялись ростовщичеством, торговлей и ювелирным делом. Будучи тесно спаянными между собой и отделенными от остальных каст, джайны, хотя и отрицали кастовую систему, постепенно образовали несколько своеобразных каст финансистов и торговцев со своими подкастами. В результате, несмотря на то, что джайнов в Индии около 0,4%, они имеют весьма значительный вес в индийском обществе: под их контролем большая часть финансового капитала и почти вся ювелирная торговля Индии.

Из опасения уничтожить даже мельчайшее насекомое джайны должны процеживать воду перед питьем, не выходить из дома и не есть ночью, чтобы в темноте кого-нибудь случайно не раздавить или не проглотить (свет зажигать нельзя, ведь это может погубить мотыльков). Аскеты одной из сект северных джайнов всегда носят на лице марлевые повязки, чтобы случайно не вдохнуть какую-нибудь мошку. Обет ахимсы, однако, совершенно не мешал джайнским правителям вести войны и казнить преступников.

Второй обет джайнов — говорить правду. Третий — не воровать.

Четвертый и пятый обеты — безбрачия и отказа от собственности, развлечений и удовольствий — принимают монахи.

У джайнских монахов существуют и дополнительные обеты, например, молчания. Они также должны сметать со своего пути насекомых особыми метелками, для изготовления которых дигамбары используют нитки, а шветамбары — павлиньи перья.

Монахи проводят сезон дождей в монастырях, а в остальное время странствуют, причем они не должны оставаться в одном месте более трех дней. Содержат их миряне.

Поскольку в растениях, как и в животных, пребывают дживы, то совершенная ахимса — перестать есть вообще. И в наши дни время от времени кто-нибудь из престарелых джайнских монахов в подражание Махавире отказывается от еды и умирает. Тогда джайны с ликованием объявляют о появлении нового джины, достигшего нирваны.

Джайнизм не отрицает существование ведийских богов, однако, как и буддизм, считает, что они суть существа, которые в результате накопления благой кармы, получили временное перерождение в телах богов. Боги не вечны, и рано или поздно, растратив хорошую карму, они снова вынуждены будут родиться каким-нибудь другим существом. Помочь в спасении боги никак не могут, а просить у них каких-нибудь мирских благ бессмысленно, потому что никто не властен над кармой.

Поэтому джайны почитают тиртханкров. Им молятся о укреплении воли для аскетических подвигов и о ясности ума для различения правильного и неправильного поведения.

От кровавых жертвоприношений джайны, как и буддисты, отказались. Изображения тиртханкаров (иногда это огромные многометровые изваяния) омывают молоком, окропляют водой, посыпают шафраном и украшают цветами. Перед ними читают молитвы, воскуряют благовонные палочки и ставят для освящения пищу —фрукты, рис и сладости. Освященную пищу — прасад («милость») — раздают для вкушения верующим.

Большое место в культе тиртханкаров занимают паломничества к местам, связанными с легендарными событиями их жизни. Празднуются и общеиндийские праздники, хотя им придается особый джайнский смысл.