Конфуцианская семья

Конфуцианство, восприняв традиционный культ предков, способствовало формированию института большой патриархальной семьи. В такой семье все вопросы в четырех поколениях, особенно о вступлении детей в брак, решаются патриархом. Основной целью брака считается рождение сыновей. Дело в том, что во время семейного жертвоприношения предку его роль исполняет старший внук, а отец с поклоном предоставляет ему доклад о семейных делах. Если не будет мужского потомства, то некому будет совершать поминовение предков. Они станут озлобленными голодными духами. В определенные дни для таких предков пресекшихся родов устраиваются поминки.

Перед свадьбой гадатель анализирует личные данных жениха и невесты и назначает день бракосочетания.

Во время традиционной китайской свадьбы используют разного рода магические ухищрения против злых духов: красный наряд, специальные стрелы, магическое зеркало на груди у невесты, хлопушки и петарды.

Положение женщины в традиционной китайской семье зависит от того, рожает ли она мальчиков, и рожает ли вообще. В противном случае ее могут вернуть родителям. Женщина должна беспрекословно подчиняться мужу, а также почитать его родителей больше, чем своих. Мужчина при этом может взять других жен и вообще не обязан хранить верность. Жена же не смеет ревновать ― это считается проявлением дурного тона.

Право развода сохранялось за мужчинами. Причинами могли быть бесплодие жены, ее развратное поведение, непочтительное отношение к свекрам, болтливость и сплетни, ревность и «дурная болезнь».

Вдовство представляло проблему для культа предков. Часто вдовы выходили замуж вновь, и это вызывало сильнейшее беспокойство у родственников покойного ― его дух будет горевать. Поэтому поощряли тех вдов, которые решали остаться у мужа в доме навсегда.

При рождении ребенка самым главным было уберечь его от злых духов. Приносились специальные жертвы, использовались амулеты.

Дети стремились к скорейшему взрослению и даже старению, что было связано с комплексами, испытывавшимися молодыми в конфуцианском обществе, где лишь солидный возраст давал почет и уважение. Можно сказать, что в традиционном Китае был культ стариков. Но старость означала приближение смерти. Почтительность требовала избегать слов «старый», «смерть» в присутствии пожилых. В то же время признать кого-либо старше своих лет считалось комплиментом.