Конфуцианское учение

Конфуций говорил, что он не создает новое учение, но лишь следует древности и учит этому других. В древности, полагал Конфуций, люди, следуя воли Неба, исполняли каждый свой долг: правитель был правителем, подданные ― подданными, отцы ― отцами, а сыновья ― сыновьями. Цари (легендарные Яо, Шунь и Юй, первые правители Чжоу) являли образец добродетели и своим примером воспитывали подданных. Если следовать древности, то в Поднебесную вернуться гармония и процветание.

Конфуций в первую очередь обращался со своим учением к правителям. Властитель, учил Конфуций, в управлении должен опираться на советников и чиновников, причем принимать на службу он должен не того, кто имеет благородное происхождение, но того, кто имеет качества, присущие «благородному мужу» (цзюнь-цзы). Из таких качеств на первом месте стоит жэнь («человечность»). Во внутреннем мире человека жэнь проявляется в таких врожденных, с точки зрения конфуцианства, свойствах человеческой природы, как ум, доброта, беспристрастие, сдержанность, скромность, чувство справедливости. По отношению к другим людям жэнь означает человеколюбие, выражающееся в том, что «благородный муж» не делает другим того, что не желает себе, за добро воздает добром, а за зло ― справедливостью.

«Благородный муж» всегда следует ли (ритуалу, правилам). Это понятие не менее многостороннее, чем жэнь. В области культа ли ― это собственно ритуал, в государственной сфере ― придворный церемониал и дипломатический протокол, в межчеловеческих отношениях ― этикет.

Важно отметить, что Конфуций видел в ритуале отпечаток Дао в мире людей. Таким образом, следовать ли означает следовать Дао.

Антиподом «благородного мужа» выступает «низкий человек». Например, по словам Конфуция, «благородный муж думает о долге, низкий человек думает о выгоде». Важнейший долг цзюнь-цзы ― государственная служба.

Долг и человеколюбие соединяются в сяо ― почитании родителей и вообще старших. Сяо, говорил Конфуций, состоит в том, чтобы при жизни родителей служить им в соответствии с ритуалом, когда умрут ― похоронить в соответствии с ритуалом и потом приносить жертвы в соответствии с ритуалом. На этом примере видно, что в конфуцианстве ли ― это образ, способ проявления человеколюбия.

Конфуций полагал, что семейные отношения должны быть перенесены в жизнь государства. Подданные должны относится к правителю как к отцу ― с сыновней почтительностью, повинуясь ему не за страх, а за совесть.

Также и правитель должен быть отцом для своего народа, заботиться о нем и воспитывать его, прежде всего примером своего совершенства в жэнь и ли. Также весьма важными средствами улучшения общественных нравов конфуцианцы считали музыку и классическую литературу.

И наконец, «благородный муж» должен обладать чжи ― «знанием», понимаемым и как классическая образованность, и как знание людей. Конфуций говорил: «Не печалься, что люди не знают тебя, но печалься, что ты не знаешь людей».

К идеалу «благородного мужа» стремился сам Конфуций, к нему он направлял и своих учеников.