Сегментация рынка недвижимости

Можно представлять себе рынок недвижимости в виде следующих секторов:

· товар в виде конкретных объектов недвижимости;

· строительство недвижимости или реконструкция;

· услуги риэлтеров и т.д.

Каждый из этих секторов может быть поделен на более узкие секторы, так что каждый из них будет представлять собой совокупность объектов купли-продажи, имеющих некоторую общую характеристику, которая отличает их от других объектов. Так, сектор недвижимости, как товара, подразделяется на жилые и нежилые помещения. В свою очередь, жилье делится на городское и загородное, а нежилые помещения бывают офисные (административные), торговые, производственные, вспомогательные, складские и т.д. Городское жилье, в свою очередь, дробится на более мелкие секторы - на приватизированное жилье, кооперативное, муниципальное, ведомственное, арендное, находящееся в собственности граждан и юридических лиц.

По функциональному назначению объектов рынок недвижимости подразделяется на следующие основные составляющие:

· рынок земли (земельных участков);

· рынок жилья;

· рынок нежилых помещений;

· рынок промышленной недвижимости;

· рынок объектов незавершенного строительства.

Каждый из этих сегментов развивается самостоятельно, так как опирается на собственную законодательную и нормативную базу и имеет существенные различия в политике приватизации государственной муниципальной собственности.

В каждом сегменте рынка можно говорить о наличии двух составляющих:

· первичной, которая характеризует появление недвижимости как товара на рынке;

· вторичной, на которой функционирует большое количество продавцов и покупателей недвижимости (физических и юридических лиц).

Передача прав на недвижимость осуществляется, как правило, по одному из следующих вариантов:

· на постоянной основе, то есть приобретение в собственность или передача в бессрочное (возмездное или безвозмездное) пользование;

· на временной основе, то есть предоставление в аренду или передача во временное пользование.