Обзор современных методов научного исследования и диагностических методик, применяемых для сбора информации, обработки и представления результатов научного исследования

Становления, современное состояние и перспективы использования средств вычислительной техники, периферийного оборудования, устройств оргтехники, мультимедийного оборудования и средств коммуникации в научных исследованиях

Рекомендуемая литература

Введение

СОДЕРЖАНИЕ

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Защита птиц от воздействия высокого напряжения

Для защиты птиц от воздействия высокого напряжения на высоковольтных линиях: а) устанавливают отпугивающие устройства;б) на опорах делают специальные устройства для отдыха птиц.

 

 

КУРС ЛЕКЦИЙ

 

Тула
Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого
2011


 

ЛЕКЦИЯ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ В НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ.. 2

Введение. 2

1.1. Становления, современное состояние и перспективы использования средств вычислительной техники, периферийного оборудования, устройств оргтехники, мультимедийного оборудования и средств коммуникации в научных исследованиях. 2

1.2. Обзор современных методов научного исследования и диагностических методик, применяемых для сбора информации, обработки и представления результатов научного исследования. 2

1.3. Источники научной информации. Основные виды научной информации по форме представления, способам кодирования, хранения и доступа. 2

ЛЕКЦИЯ 2. СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЙ К РЕСУРСНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ БАЗЕ РЕАЛИЗАЦИИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. ФОРМИРОВАНИЕ РЕСУРСНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ БАЗЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.. 2

2.1. Основные задачи, решаемые ресурсно-информационной базой в сфере научных исследований. Современные требования, предъявляемые к комплекту цифрового оборудования и устройств оргтехники для реализации научных исследований. 2

2.2. Анализ современного общесистемного, прикладного и специализированного программного обеспечения для сбора информации, обработки и представления результатов научного исследования с применением средств вычислительной техники, мультимедийного оборудования, устройств оргтехники и средств коммуникации. 2

2.3. Организация процессов сбора информации, создания документальной базы научного исследования и представление результатов опытно-экспериментальной работы.. 2

2.4. Отбор необходимых компонентов ресурсно-информационной базы научных исследований для решения конкретных задач в процессе проведения научного исследования. 2

ЛЕКЦИЯ 3. ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОННОГО УПРАВЛЕНИЯ НАУЧНЫМИ ПРОЕКТАМИ И КОНТРОЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ.. 2

3.1. Техника планирования проектами. 2

3.2. Обзор программного обеспечения управления проектами. 2

3.3. Последовательность основных этапов планирования научного эксперимента и технология их реализации. 2


ЛЕКЦИЯ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ В
НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

В период развития информационного общества производство информации становится одним из основных видов деятельности, а компьютеризация и технологии регистрации и воспроизведения информации выступают как материальная основа этого глобального процесса.

Стремительное развитие цифровой техники, смена ее типов и поколений, кардинальные изменения в современных цифровых коммуникациях приводят к необходимости не только обновления технического оснащения ресурсно-ин­формационной базы научных исследований, но и пересмотра системы подготовки студентов к практическому применению программно-технических средств. Многие технологии применения программно-аппаратных средств инвариантны по отношению к самим техническим средствам и программному обеспечению. Поэтому важнее научиться технологиям использования программно-аппаратных средств, принципам отбора оборудования и программного обеспечения необходимого для сбора информации, обработки и представления результатов научного исследования, адекватного решаемым исследовательским задачам, методам научного исследования, применяемым диагностическим методикам.

Широкое применение цифровых методов обработки информации, позволяет нам работать с текстами, изображениями, звуком, мультимедиа, то есть дает в наши руки универсальный инструмент, способный помочь нам в решении широкого круга исследовательских задач. Перспективы совершенствования ресурсно-информационной базы научных исследований связаны с широким использованием компьютерной и другой цифровой техники, а также с разработкой новых технологий и средств регистрации, отображения, преобразования и передачи информации.

Целями освоения дисциплины «Информационно-коммуникационные технологии в научных исследованиях» (ИКТвНИ) являются формирование теоретической и практической готовности студентов к использованию информационных процессов и методов работы с информацией, осуществляемых с применением программно-аппаратных средств вычислительной техники, мультимедийного оборудования, устройств оргтехники и средств коммуникации в проектировании, организации, реализации и оценке результатов научных исследований в условиях современной образовательной среды с использованием современных методов науки для формирования их профессиональной компетентности.

Дисциплина «Информационно-коммуникационные технологии в научных исследованиях» является инновационным курсом развивающим навыки проектной работы и направлена на формирование у студентов готовности к комплексному использованию информационно-коммуникационных технологий в научно-исследовательской деятельности.

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов/зачетных единиц
Максимальная учебная нагрузка (всего) 72/2
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 24
в том числе:
– лекции (проблемные лекции с элементами дискуссии и использованием мультимедийных технологий) 6
– лабораторные работы (проблемно-активный практический тренинг по применению программно-аппаратных средств современных информационно-коммуникационных технологий в проектировании, организации, реализации, оформлении и оценке результатов научных исследований. 16
– контрольная работа 2
Самостоятельная работа студента (всего) 48
в том числе: 0
– выполнение заданий для самостоятельной работы в процессе подготовки к выполнению лабораторных работ в модульной объектно-ориентированной динамической учебной среде MOODLE 24
– подготовка индивидуального учебного проекта 14
– подготовка к контрольной работе 2
– подготовка к защите индивидуального учебного проекта 2
– подготовка к зачету 6
Итоговая аттестация в форме: зачета

 

В результате освоения дисциплины «Информационно-коммуникационные технологии в научных исследованиях» обучающийся должен:

знать:

- основы использования информационно-коммуникационных технологии в научных исследованиях;

- современные формы представления, способы кодирования, хранения и доступа к научной информации;

- основные задачи, решаемые современные ресурсно-информационной базой в сфере научных исследований;

- основы электронного управления научными проектами;

- основы формирования и обработки документальной базы научного исследования;

- современные технологии обработки и представление результатов научного исследования;

уметь:

- производить обоснованный выбор источников научной информации;

- производить обоснованный выбор средств информационно-коммуни­кационных технологий для осуществления инновационных научных исследований;

- производить планирование использования в условиях ограниченности ресурсов и внедрение в научно-исследовательскую деятельность средств информационно-коммуникационных технологий;

- организовывать процессы сбора информации, создания документальной базы научного исследования и представление результатов опытно-эксперимен­тальной работы;

- формировать интерактивную, мультимедийную, документальную базу научных исследований;

- применять современные технологии обработки и представление результатов научного исследования;

владеть:

- основными методами научного исследования и диагностическими методиками, применяемыми для сбора информации, обработки и представления результатов научного исследования;

- основами организации процессов сбора информации, создания документальной базы научного исследования и представление результатов опытно-экспериментальной работы;

- основами ресурсно-информационного обеспечения научных исследований;

- основами разработки планов осуществления научно-исследовательских проектов, с учетом потребности в средствах ресурсно-информационной базы;

- навыками формирования и обработки документальной базы научного исследования;

- навыками подготовки, оформления и представление результатов исследования.

основная литература:

Борытко, Н. М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студ. Вузов / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова. – М: Академия, 2008. – 320 с.

Загвязинский, В. И. Исследовательская деятельность педагога: Учебное пособие для студ. вузов / В. И. Загвязинский. – 2-е изд., испр. – М: Академия, 2008. – 176 с. – (Профессионализм педагога).

Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособ. для студ. вузов / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. – 5-е изд., испр. – М: Академия, 2008. – 208 с.

Куликова, Т. А. Основы исследований в технологическом образовании: учебное пособие / Т. А. Куликова, А.Н. Сергеев, И. Ю. Башкирова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2010. – 104 с.

Трайнев, В. А. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании / В. А. Трайнев, В. Ю. Теплышев, И. В. Трайнев. – М: Дашков и К, 2009. – 320 с.

Персианов, В. В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов / В. В. Персианов, Т. В. Савкина. – Тула: Изд. ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2007. – 180 с.

Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие / Под ред.И. В. Роберт. – М: Дрофа, 2008. – 312 с.

дополнительная литература:

Сергеев А. Н., Сергеева А. В. Технические и аудиовизуальные средства обучения: Учеб. пособие / А. Н. Сергеев, А. В. Сергеева. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2007. – 226 с.

Сергеев А. Н., Сергеева А. В. Программно-технические средства дистанционного обучения: Словарь терминов / Авт.-сост. А. Н. Сергеев, А. В. Сергеева. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2010. – 80 с.

Гультяев, А. К. Microsoft Office Project Professional 2003: управление проектами: Практическое пособие /А. К. Гультяев. – СПб: Корона принт, 2007. – 512 с.

Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособ. для студ. пед. вузов / И. Г. Захарова. –5-е изд., стер. – М: Академия, 2008. – 192 с.

Сергеев А. Н., Сергеева А. В. Лабораторный практикум по курсу «Аудиовизуальные технологии обучения» / А. Н. Сергеев, А. В. Сергеева. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2010 – 204 с.

CHIP. Журнал информационных технологий. № 1–12, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011.

Computer Bild (Компьютер Билд). Журнал о компьютерной и цифровой технике. № 1–25, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011.

программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Лицензионная ОС Windows 7 http://windows.microsoft.com/ru-RU/windows/
home с установленным пакетом программ Windows Live (Messenger, Фотоальбом, Киностудия, Почта, Редактор блогов и др.). Антивирусное программное обеспечение – Microsoft Security Essentials http://www.microsoft.com/ru/ru/
softmicrosoft/security.aspx.

Офисный пакет MS Office-2003 PRO SP3. http://office.microsoft.com/ru-ru/.

Офисный пакет MS Office-2010 Starter SP1. http://office.microsoft.com/ru-ru/.

Кроссплатформенный офисный пакет OpenOffice.org. Локализация «Инфра-Ресурс». Распространяется на условиях GNU General Public License. http://www.i-rs.ru/.

Кроссплатформенное программное обеспечение для управления проектами – OpenProj. Позиционируется создателями как открытая замена коммерческому продукту Microsoft Project. Распространяется на условиях лицензии Common Public Attribution License Version 1.0 (CPAL). http://openproj.org/, http://openproj.org/wiki/index.php?title=Russian

Кроссплатформенный растровый графический редактор – GIMP. Распространяется на условиях GNU General Public License. http://www.gimp.ru/, http://www.progimp.ru/.

Кроссплатформенный векторный графический редактор – Inkscape. Программа распространяется на условиях GNU General Public License. http://inkscape.org/, http://www.linuxgraphics.ru/.

Кроссплатформенное приложение для визуальной вёрстки документов, подготовки учебных материалов, технической документации, создание документов для высококачественной тиражируемой печати, создание интерактивных PDF-документов с заполняемыми формами для презентаций и др. – Scribus. Программа распространяется на условиях GNU General Public License. http://www.scribus.net/.

Кроссплатформенный графический редактор-конвертор файлов цифровых фотографий форматов RAW, JPEG, PNG, TIFF – RAW Therapee. Программа распространяется на условиях GNU General Public License. http://www.
rawtherapee.com/.

Графический браузер, вьюер, редактор и конвертор графических файлов. Поддерживает все популярные форматы графики, включая JPEG, JPEG 2000, GIF, PNG, PCX, TIFF, WMF, BMP, ICO, RAW и TGA. Программа распространяется на условиях GNU General Public License. http://www.faststone.org/
FSViewerDetail.htm.

Программа для просмотра и печати документов формата PDF – Foxit Reader. http://www.foxitsoftware.com/.

Кроссплатформенный аудио редактор – Audacity. Программа распространяется на условиях GNU General Public License. http://audacity.sourceforge.net/
?lang=ru.

Проигрыватель звуковых и видео файлов для Microsoft Windows – The KMPlayer. Поддерживает практически все существующие мультимедийные форматы, среди которых VCD, DVD, AVI, MKV, Ogg, OGM, 3GP, MPEG-1/2/4, WMV, RealMedia, FLV. Программа распространяется на условиях GNU General Public License. http://thekmplayer.ru/.

Мультиформатный аудиоплеер для ОС Windows – AIMP. Программа распространяется на условиях GNU General Public License. http://aimp.ru/.

Почтовый клиент – Mozilla Thunderbird. Программа распространяется на условиях GNU General Public License. http://mozilla-russia.org/products/
thunderbird/.

Кроссплатформенный веб-браузер – Opera. http://ru.opera.com/browser/.

Альт Линукс Школьный – авторский Пакет Свободного Программного Обеспечения (ПСПО), включает в себя дистрибутивы операционной системы ALT Linux. http://www.altlinux.ru/.

TeamViewer – пакет программного обеспечения для удаленного контроля компьютеров, обмена файлами между управляющей и управляемой машинами. TeamViewer работает на операционных системах Microsoft Windows, Mac OS X, iOS и Linux (в том числе Android). http://www.teamviewer.com/ru/index.aspx. Кроме прямого соединения, доступ возможен через брандмауэр и NAT прокси, возможно получение доступа к удалённой машине посредством веб-браузера. Возможен видео-, голосовой, и текстовый чат между компьютерами. Реализованы режимы видео-конференции / демонстрации, удалённый доступ / удалённый офис. Программное обеспечение TeamViewer бесплатно для некоммерческого использования.

CHIP DVD приложение к журналу CHIP № 1–12, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010.

Computer Bild. DVD диск приложение к журналу № 1–25, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010.

http://pedsovet.org/ Педагогическим форум. Раздел «медиотека» – http://pedsovet.org/m/.

http://www.ed.gov.ru/ Нормативные материалы.

http://www.mediaeducation.ru/ Лаборатории медиаобразования Института содержания и методов обучения РАО.

http://www.ichip.ru/ Сайт журнала CHIP. Архив журнала http://ichip.ru/
archive/ 2001–2011 в формате PDF. Chip Video Уроки по Photoshop. Chip Video Praxis.

http://www.computerbild.ru/ Сайт журнала Computer Bild.

Портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» http://www.ict.edu.ru/lib/ Электронная библиотека учебных и методических материалов с открытым доступом по информационным технологиям.

Электронный вариант: ГОСТ Р 52652–2006. «Информационно-коммуни­кационные технологии в образовании» «Общие положения».

Электронный вариант: ГОСТ Р 52653–2006. «Информационно-коммуни­кационные технологии в образовании» «Термины и определения».

Электронный вариант: ГОСТ Р 52655–2006. «Информационно-коммуни­кационные технологии в образовании». «Интегрированная автоматизированная система управления учреждением высшего профессионального образования. Общие требования».

Электронный вариант: ГОСТ Р 52656–2006. «Информационно-коммуни­кационные технологии в образовании». «Образовательные интернет-порталы федерального уровня. Общие требования».

Электронный вариант: ГОСТ Р 52657–2006. «Информационно-коммуни­кационные технологии в образовании». «Образовательные интернет-порталы федерального уровня. Рубрикация информационных ресурсов».

Электронный вариант: ГОСТ 7.0-99. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения».

Электронный вариант: ГОСТ 7.1-2003. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

Электронный вариант: ГОСТ 7.11-2004. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на иностранных европейских языках».

Электронный вариант: ГОСТ 7.12-93. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила».

Электронный вариант: ГОСТ 7.14-98. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Формат для обмена информацией. Структура записи».

Электронный вариант: ГОСТ 7.19-2001. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Формат для обмена данными. Содержание записи».

Электронный вариант: ГОСТ 7.20-2000. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиотечная статистика».

Электронный вариант: ГОСТ 7.22-2003. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Промышленные каталоги. Общие требования».

Электронный вариант: ГОСТ 7.23-96. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания информационные. Структура и оформление».

Электронный вариант: ГОСТ 7.24-2007. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Тезаурус информационно-поисковый многоязычный. Состав, структура и основные требования к построению».

Электронный вариант: ГОСТ 7.24-90. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Тезаурус информационно-поисковый многоязычный. Состав, структура и основные требования к построению».

Электронный вариант: ГОСТ 7.25-2001. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Тезаурус информационно-поисковый одноязычный. Правила разработки, структура, состав и форма представления».

Электронный вариант: ГОСТ 7.28-2002. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Расширенный набор символов латинского алфавита для обмена информацией».

Электронный вариант: ГОСТ 7.29-80. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Представление расширенного кириллического алфавита для обмена информацией на магнитных лентах».

Электронный вариант: ГОСТ 7.30-80. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Представление греческого алфавита для обмена информацией на магнитных лентах».

Электронный вариант: ГОСТ 7.32-2001. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».

Электронный вариант: ГОСТ 7.36-2006. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Неопубликованный перевод. Общие требования и правила оформления».

Электронный вариант: ГОСТ 7.47-84. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Коммуникативный формат для словарей информационных языков и терминологических данных. Содержание записи».

Электронный вариант: ГОСТ 7.48-2002. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Консервация документов. Основные термины и определения».

Электронный вариант: ГОСТ 7.49-84. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Рубрикатор ГАСНТИ. Структура, правила использования и ведения».

Электронный вариант: ГОСТ 7.5-98. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Журналы, сборники, информационные издания. Издательское оформление публикуемых материалов».

Электронный вариант: ГОСТ 7.50-2002. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Консервация документов. Общие требования».

Электронный вариант: ГОСТ 7.51-98. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Карточки для каталогов и картотек. Каталогизация в издании. Состав, структура данных и издательское оформление».

Электронный вариант: ГОСТ 7.53-2001. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Международная стандартная нумерация книг».

Электронный вариант: ГОСТ 7.54-88. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Представление численных данных о свойствах веществ и материалов в научно-технических документах. Общие требования».

Электронный вариант: ГОСТ 7.55-99. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Основные положения».

Электронный вариант: ГОСТ 7.56-2002. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Международная стандартная нумерация сериальных изданий».

Электронный вариант: ГОСТ 7.59-2003. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Индексирование документов. Общие требования к систематизации и предметизации».

Электронный вариант: ГОСТ 7.60-2003. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения».

Электронный вариант: ГОСТ 7.61-96. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Государственные (национальные) библиографические указатели. Общие требования».

Электронный вариант: ГОСТ 7.62-90. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Знаки для разметки оригиналов и исправления корректурных и пробных оттисков. Общие требования».

Электронный вариант: ГОСТ 7.63-90. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о геологическом изучении недр. Общие требования к содержанию и оформлению».

Электронный вариант: ГОСТ 7.65-92. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Кинодокументы, фотодокументы и документы на микроформах. Общие требования к архивному хранению».

Электронный вариант: ГОСТ 7.66-92. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Индексирование документов. Общие требования к координатному индексированию».

Электронный вариант: ГОСТ 7.67-2003. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Коды названий стран».

Электронный вариант: ГОСТ 7.68-95. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Фоно- и видеодокументы. Общие технические требования к архивному хранению».

Электронный вариант: ГОСТ 7.69-95. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Аудиовизуальные документы. Основные термины и определения».

Электронный вариант: ГОСТ 7.70-2003. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Описание баз данных и машиночитаемых информационных массивов. Состав и обозначение характеристик».

Электронный вариант: ГОСТ 7.71-96. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Набор кодированных математических знаков для обмена библиографической информацией».

Электронный вариант: ГОСТ 7.72-96. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Коды физической формы документов».

Электронный вариант: ГОСТ 7.73-96. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Поиск и распространение информации. Термины и определения».

Электронный вариант: ГОСТ 7.74-96. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Информационно-поисковые языки. Термины и определения».

Электронный вариант: ГОСТ 7.75-97. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Коды наименований языков».

Электронный вариант: ГОСТ 7.76-96. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Комплектование фонда документов. Библиографирование. Каталогизация. Термины и определения».

Электронный вариант: ГОСТ 7.77-98. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Межгосударственный рубрикатор научно-технической информации. Структура, правила использования и ведения».

Электронный вариант: ГОСТ 7.78-99. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Вспомогательные указатели».

Электронный вариант: ГОСТ 7.79-2000. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Правила транслитерации кирилловского письма латинским алфавитом».

Электронный вариант: ГОСТ 7.80-2000. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления».

Электронный вариант: ГОСТ 7.81-2001. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Статистический учет выпуска непериодических, периодических и продолжающихся изданий. Основные положения».

Электронный вариант: ГОСТ 7.82-2001. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления».

Электронный вариант: ГОСТ 7.83-2001. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения».

Электронный вариант: ГОСТ 7.84-2002. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Обложки и переплеты. Общие требования и правила оформления».

Электронный вариант: ГОСТ 7.85-2003. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Международный стандартный номер технического отчета».

Электронный вариант: ГОСТ 7.86-2003. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Общие требования к издательской аннотации».

Электронный вариант: ГОСТ 7.87-2003. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Книжные памятники. Общие требования».

Электронный вариант: ГОСТ 7.88-2003. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Правила сокращения заглавий и слов в заглавиях публикаций».

Электронный вариант: ГОСТ 7.89-2005. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Оригиналы текстовые авторские и издательские. Общие требования».

Электронный вариант: ГОСТ 7.9-95. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Реферат и аннотация. Общие требования».

Электронный вариант: ГОСТ 7.90-2007. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Универсальная десятичная классификация. Структура, правила ведения и индексирования».

Электронный вариант: ГОСТ ИСО 8601-2001. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Представление дат и времени. Общие требования».

Электронный вариант: ГОСТ Р 7.0.1-2003. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Знак охраны авторского права. Общие требования и правила оформления».

Электронный вариант: ГОСТ Р 7.0.2-2006. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Консервация документов на компакт-дисках. Общие требования».

Электронный вариант: ГОСТ Р 7.0.3-2006. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные элементы. Термины и определения».

Электронный вариант: ГОСТ Р 7.0.4-2006. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Выходные сведения. Общие требования и правила оформления».

Электронный вариант: ГОСТ Р 7.0.49-2007. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Государственный рубрикатор научно-технической информации. Структура, правила использования и ведения».

Электронный вариант: ГОСТ Р 7.0.53-2007. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Международный стандартный книжный номер. Использование и издательское оформление».

Электронный вариант: ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования».

Живая материя развивалась так, что на определенном этапе эволюции появился человек, способный к такому типу отражения действительности, как мышление. Процессы отражения действительности человеческим сознанием достигли такого уровня организации, что появилась возможность и необходимость отчуждения информационных процессов (вынесение за рамки отдельного субъекта) и реализации их с помощью технических средств. Информация и информационные системы органично включены в глобальную систему человеческое общество и взаимодействуют с ней. Информационная система в обществе обеспечивает коммуникацию между ее членами, управление общественными и производственными процессами.

Стремительное вхождение в нашу жизнь современных информационных и коммуникационных технологий стало возможным благодаря широкому распространению цифровых, компьютерных технологий и созданию глобальной информационной сети Интернет. Наряду с этим существуют и экономические предпосылки к бурному развитию информационных и коммуникационных технологий – непрерывное совершенствование элементной базы, сокращение потребления энергии и расходов на эксплуатацию оборудования и каналов связи и т. д. Таким образом, изменив способы и расширив возможности коммуникаций, новые технологии все в большей степени влияют на науку, образование, культуру, политику.

В своем развитии человечество прошло огромный путь совершенствования технологий получения, обмена, хранения, обработки и передачи информации. Появление письменности, печатного станка, фотографии, кинематографа, телефона, телеграфа, звукозаписи, радио, телевидения, персонального компьютера и глобальной информационной сети Интернет – вот лишь наиболее значимые этапы эволюции в передаче информации.

Преимущество новых цифровых технологий состоит в возможности использования единой аппаратной части цифровой системы для обработки всевозможной мультимедийной информации, при этом следует обратить внимание на универсальность современных цифровых носителей информации.

Современные условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, необходимо учиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания.

По мере развития человеческого общества все шире используются различные виды записи и воспроизведения информации. До XIX в. запись информации осуществлялась исключительно посредством графики, т. е. преобразование человеком информации в систему зрительно воспринимаемых символов (рисунки, иероглифы, знаки, буквы, цифры, чертежи и т. д.). Все эти виды широко используются и в настоящее время. Впоследствии на их базе возникла полиграфия.

Персональному компьютеру в современном нашем понимании предшествовали огромные теоретические исследования, позволившие в 1945 г. сформулировать основополагающие принципы организации нового вычислительного устройства, получившие название «Архитектура фон Неймана».

Машина Неймана – схема универсального компьютера. По этой схеме действует любой компьютер, как и каждый универсальный преобразователь информации, не обязательно электронный.

Норберт Винер (1894–1964 гг.), работая совместно с Джоном фон Нейманом, обратил внимание, что процессы, управляющие сложной электронной системой, аналогичны процессам нейрофизиологии, изучающей целенаправленную деятельность живых существ. Сохранение работоспособности таких систем достигается за счет обратной связи, которая позволяет отслеживать и корректировать уже начатое, но еще незаконченное действие. Существование обратной связи позволяет рассматривать сложные системы различной природы – физической, социальной, биологической – с единой точки зрения. Это и есть основы кибернетики. В 1948 г. вышла в свет книга Н. Винера «Кибернетика или управление и связь в живом мире и машинах».

Возросшая производительность персональных компьютеров сделала возможным широкое применение технологий мультимедиа. Мультимедийные средства – интерактивные средства, позволяющие одновременно проводить операции с неподвижными изображениями, видеофильмами, анимированными графическими образами, текстом, речевым и звуковым сопровождением.

C переходом от письменной культуры к новой экранной культуре, строящейся на основе синтеза компьютера с видеотехникой, возникает новое экранное мышление, для которого характерно «сращение» логического и образного, понятийного и чувственно-наглядного. Основой новой культуры становится «экранная страница», которая является общечеловеческой и создает новые возможности для общения людей.

Возможности современных информационных систем, обеспечивающих хранение, поиск, обработку и передачу информации в значительной степени определяются современным состоянием программно-аппаратных средств вычислительной техники, периферийного оборудования, устройств оргтехники, мультимедийного оборудования и средств коммуникации.

Электронная наука (Electronic science Син. англ.: eScience, e-Science) – сфера использования ИКТ в научных исследованиях. Электронная наука обеспечивает глобальное сотрудничество представителей исследовательского сообщества в различных научных дисциплинах, лабораториях, организациях и странах, вовлекает географически распределенные неоднородные ресурсы – вычислительные системы, научные инструменты, базы данных и другие источники информационных ресурсов, сенсоры, программные средства, сетевые ресурсы. Благодаря использованию ИКТ в науке создаются новые технологии проведения исследований и новые инструментальные средства исследовательской работы. Компьютерные модели исследуемых явлений и процессов, электронные библиотеки, системы интеграции данных и многое другое составляет инструментальный арсенал электронной науки.

Необходимо отметить, что информационные системы могут взять на себя функции по обработке информации, ее отбору, систематизации и графическому представлению. Однако на сегодняшнем этапе технологического развития человечества они пока не могут поставить актуальную задачу исследования, определить цель поиска, сформировать критерии успешного решения. Пока эти функции остаются за человеком и его интеллектом.

Философский словарь определяет науку как сферу исследовательской деятельности, направленную на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении и включающую в себя все условия и моменты этого производства:

- ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научного труда;

- научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование;

- методы научно-исследовательской работы, понятийный и категориальный аппарат, систему научной информации, а также всю сумму наличных знаний, выступающих в качестве либо предпосылки, либо средства, либо результата научного производства.

Всякое исследование может осуществляться как целенаправленное (научное) или как стихийно-эмпирическое (бытовое).

Научное исследование отличается от бытового тем, что:

- осуществляется целенаправленно, специально, в дополнительное время;

- объекты изучения не включены в практическую деятельность;

- используются специальные средства и методы;

- знания фиксируются на естественном языке логики точно и определенно;

- познавательная деятельность систематизирована и целенаправлена;

- исследование предполагает его планирование.

В настоящее время существует следующая общепринятая классификация типов исследований по их направленности в цепи «теория – практика»:

- фундаментальные исследования, направленные на разработку и развитие теоретических концепций науки, ее методологии, ее статуса, ее истории. Результаты фундаментальных исследований не всегда находят прямой выход в практику;

- прикладные исследования, которые решают в большей мере практические задачи или теоретические вопросы практической направленности. Обычно прикладные исследования являются логическим продолжением фундаментальных, по отношению к которым они носят вспомогательный характер;

- разработки. Их задача – непосредственное обслуживание практики.