Принципы и методы создания ИС

Примеры ИС

Примеры ИС, поддерживающих деятельность фирмы

Информационные системы (ИС) в фирме

В любой фирме желательно иметь несколько локальных ИС разного назначения, которые взаимодействуют между собой и поддерживают управленческие решения на всех уровнях.

 


ИС учета и хранения сырья и матери- алов ИС оперативного контроля за производ- стром ИС взаимодей- ствия с постав- щиками ИС маркетинга и продаж

Между (которыми) локальными ИС организуются связи различного характера и назначения. Одни локальные ИС могут быть связаны с большим количеством работающих в фирме систем, и иметь выход во внешнюю среду, другие связаны только с одной или несколькими родственными. Современный подход к организации связи основан на применении локальных внутрифирменных компьютерных сетей с выходом на аналогичную ИС другой фирмы или подразделение корпорации. При этом используются ресурсами региональных и глобальных сетей.

На основе интеграции ИС разного назначения с помощью компьютерных сетей в фирме создаются корпоративные ИС, которые предоставляют пользователю возможность работать как с общефирменной базой данных, так и с локальными базами данных.

ИС может иметь наибольший эффект, если фирму рассматривать как цепь действий, в результате которых происходит постепенное формирование стоимости производимых продуктов и услуг. Тогда с помощью ИС можно оказывать влияние на стратегию управленческих решений, направленных на увеличение доходов фирмы.

ИС по отысканию новых рыночных ниш. ИС регистрирует данные о покупателе, что позволяет:

- определять группы покупателей, их состав и запросы;

- посылать потенциальным покупателям различные предложения, рекламу, напоминания;

- предоставлять постоянным покупателям товары и услуги в кредит, со скидкой, с отсрочкой платежей.

ИС, ускоряющая поток товаров. Например фирма специализируется на поставках продуктов в определенное учреждение. Иметь большие запасы продуктов на складах фирмы невыгодно. Фирма устанавливает терминалы в обслуживающем учреждении и подключает их к ИС. Заказчик прямо с терминала вводит свои пожелания по предоставляемому ему каталогу. Менеджеры делают выборку по поступившим заказам, принимают оперативные управленческие решения по доставке заказчику нужного товара за короткий промежуток времени. Экономятся деньги на хранение товаров, ускоряется и упрощается поток товаров, отслеживаются потребности покупателей.

ИС по снижению издержек производства. Отслеживаются все фазы производственного процесса, улучшается управление и контроль, более рациональное планирование и использование персонала, а, следовательно, снижение себестоимости производимой продукции и услуг.

ИС автоматизации технологии ("менеджмент уступок"). При том, что доход фирмы остается в рамках рентабельности, потребителю делаются разные скидки в зависимости от количества и длительности контрактов. Потребитель заинтересован во взаимодействии с фирмой, привлекается дополнительное число клиентов. Если же клиент переходит на обслуживание к другой фирме, то его затраты могут возрасти.

 

 

Еще в 60-е годы прошлого столетия были сформулированы шесть основополагающих принципов, на которые необходимо опираться в процессе создания ИС: новых задач; системного подхода; первого руководителя; разумной типизации проектных решений; непрерывного развития системы; минимизации ввода-вывода информации. Развитие технической основы создания компьютеров и ИТ привело к переформулированию этих принципов и в ГОСТ РД 50-680-88 к ним отнесены следующие: системность, развитие (открытость), совместимость, стандартизация (унификация) и эффективность.

Разработка сложных ИС - информационных систем - предприятий, невозможна без тщательно обдуманного методологического подхода. Какие этапы необходимо пройти, какие методы и средства использовать, как организовать контроль за продвижением проекта и качеством выполнения работ – эти и другие вопросы решаются методологиями программной инженерии.

В настоящее время существует ряд общих методологий разработки ИС. Главное в них – единая дисциплина работы на всех этапах жизненного цикла системы, учет критических задач и контроль их решения, применение развитых инструментальных средств поддержки процессов анализа, проектирования и реализации ИС.