ИС для менеджеров среднего звена

Классификация ИС по функциональному признаку и уровням управления

 

Функциональный признак определяет назначение подсистемы, а также ее основные цели, задачи и функции.

Типовыми видами деятельности производственных и коммерческих объектов являются: производственная, маркетинговая, финансовая и кадровая.

Производственная деятельность связана с непосредственным выпуском продукции и направлена на создание и внедрение в производство научно-технических новшеств.

Маркетинговая деятельность включает в себя:

- анализ рынка производителей и потребителей выпускаемой продукции, анализ продаж;

- организацию рекламной кампании по продвижению продукции;

- рациональную организацию материально-технического снабжения.

Финансовая деятельность связана с организацией контроля и анализа финансовых ресурсов фирмы на основе бухгалтерской, статистической, оперативной информации.

Кадровая деятельность направлена на подбор и расстановку необходимых фирме специалистов, а также ведение служебной документации по различным аспектам.

Направления деятельности определили типовой набор ИС:

- производственные системы;

- системы маркетинга;

- финансовые и учетные системы;

- системы кадров (человеческих ресурсов);

- прочие типы, выполняющие вспомогательные функции в зависимости от специфики деятельности фирмы.

Функции ИС

Система маркетинга:

- исследование рынка и прогнозирование продаж;

- управление продажами;

- рекомендации по производству новой продукции;

- анализ и установление цены;

- учет заказов.

Производственные системы:

- планирование объемов работ и разработка календарных планов;

- оперативный контроль и управление производством;

- анализ работы оборудования;

- участие в формировании заказов поставщикам;

- управление запасами.

Финансовые и учетные системы:

- управление портфелем заказов;

- управление кредитной политикой;

- разработка финансового плана;

- финансовый анализ и прогнозирование;

- контроль бюджета;

- бухгалтерский учет и расчет зарплаты.

Система кадров:

- анализ и прогнозирование потребности в трудовых ресурсах;

- ведение архивов записей о персонале;

- анализ и планирование подготовки кадров.

Прочие системы, например ИС руководства:

- контроль за деятельностью фирмы;

- выявление оперативных проблем;

- анализ управленческих и стратегических ситуаций;

- обеспечение процесса выработки стратегических решений.

По уровням управления ИС подразделяются на:

ИС оперативного уровня – основной поставщик информации для других ИС. Является связующим звеном между фирмой и внешней средой. Поддерживает специалистов-исполнителей, обрабатывая данные о сделках и событиях (счета, накладные, зарплата, кредиты, поток сырья и материалов). Назначение ИС – отвечать на запросы о текущем состоянии и отслеживать поток сделок в фирме.

Примеры ИС этого уровня: бухгалтерская; банковских депозитов; обработки заказов; регистрации авиабилетов; выплаты зарплаты и т.п.

ИС специалистов – помогают специалистам, работающим с данными, повышают продуктивность и производительность работы инженеров и проектировщиков. Задача – интеграция новых сведений в организацию и помощь в обработке бумажных документов.

Можно выделить 2 группы:

1) ИС офисной автоматизации;

2) ИС обработки знаний.

1) – выполняют следующие функции:

- обработки текстов на компьютерах с помощью различных текстовых процессоров;

- производство высококачественной печатной продукции;

- архивация документов;

- электронные календари и записные книжки для ведения деловой информации;

- электронная и аудиопочта;

- видео- и телеконференции.

2) ИС обработки знаний, в том числе и экспертные системы, вбирают в себя знания, необходимые инженерам, юристам, ученым при разработке и создании нового продукта.

Используются работниками среднего управленческого звена для мониторинга (постоянного слежения), контроля, принятия решений и администрирования. Основные функции:

- сравнение текущих показателей с прошлыми;

- составление периодических отчетов за определенное время (а не выдача текущих отчетов, как на оперативном уровне);

- обеспечение доступа к архивной информации и т.д.

На этом уровне можно выделить 2 типа ИС: управленческие (для менеджмента) и системы поддержки принятия решений.

Управленческие ИС обслуживают управленцев, которые нуждаются в ежедневной, еженедельной информации о состоянии дел. Их назначение состоит в отслеживании ежедневных операций в фирме и периодическом формировании сводных типовых отчетов. Информация поступает из ИС операционного уровня.

Системы поддержки принятия решений – обслуживают задачи, результаты которых трудно спрогнозировать заранее. Информацию получают из управленческих и операционных ИС. Используют эти системы менеджеры, специалисты, аналитики и пр.