Диагностика проблемы и постановка цели.
Разработка управленческих решений
Деятельность по разработке и принятию решений основывается на реализации концепции процессного подхода, который представляет принятие решений как совокупность взаимосвязанных действий, совершаемых в определенной последовательности: формирование цели, анализ проблемы, прогнозирование, поиск и оценка альтернатив и др.
В процессе подготовки управленческих решений следует соблюдать три основные фазы:
• подготовка;
• непосредственное принятие решения;
• организация выполнения решения.
Каждая фаза подразделяется на следующие этапы.
Проблема (от греч. problema — задача) состоит в несоответствии фактического состояния объекта управления желаемому, в основе чего лежит противоречивая ситуация.
Диагностика проблемы осуществляется по симптомам — характерам внешним признакам, являющимся проявлениями проблемы. Они требуют тщательного анализа и оценки информации, характеризующей состояние проблемы.
Диагностирование включает следующие шаги:
– изучение благоприятных и неблагоприятных возможностей;
– сбор и анализ внутренней и внешней информации о проблеме;
– отбор релевантной (имеющей отношение к проблеме) информации;
–формулировка диагноза проблемы.
На основании окончательно сформулированного диагноза ставится цель, которая отражает желаемое состояние объекта управления в будущем.
Диагностика проблемы должна быть связана не с реактивным (запаздывающим) реагированием и принятием решений, направленных на исправление ситуации, а с превентивным (предупреждающим) управлением, которое является наиболее эффективным, так как позволяет менеджеру в текущих решениях учитывать будущие изменения и заранее давать на них адекватный ответ. Отсюда эффективный менеджер «имеет дело не с будущими решениями, а с будущим решений, принимаемых сегодня» (П. Друкер).