Разработка комплексного бюджета продвижения товаров на рынке.

Уровень разработки и реализации программы продвижения товаров на рынке зависит от размера выделяемых на данную статью затрат. Каким же образом предприятие определяет размеры своих бюджетных ассигнований на подобные программы? Наибольшее распространение сегодня получили следующие черты метода.

1) Метод отчисления «от наличных средств».

Смысл - выделяется определенная сумма, которую руководство, по его собственному мнению, может себе позволить истратить.

Подобный метод наиболее примитивен, поскольку полностью игнорирует влияние стимулирования на показатель сбыта. В результате величина бюджета из года в год остается неопределенной, что затрудняет перспективное планирование рыночной деятельности. К сожалению, именно этим методом наиболее часто пользуются сегодня российские предприятия, - а зря.

2) Метод исчисления «в процентах к сумме продаж».

Смысл - исчисляется определенный процент в отношении либо к сумме продаж (текущих или ожидаемых), либо к продажной цене товара. Преимущества: расчет в процентах к объему продаж пропорционален финансовым возможностям фирмы, поскольку тесно связан с периодами деловой активности фирмы; заставляет руководство учитывать взаимосвязь между издержками по стимулированию, продажной ценой товара и суммой прибыли в расчете на товарную единицу; способствует поддержанию конкурентной стабильности, поскольку фирмы-конкуренты тратят примерно один и тот же процент от суммы своих продаж.

Недостатки: строимся на окольных рассуждениях о том, что сбыт, является причиной стимулирования, а не следствия; приводит к тому, что размер бюджета определяется прибылью, а не имеющимися возможностями; мешает проведению экспериментов с другими методами стимулирования; препятствует рациональному стратегическому планированию; не поощряет индивидуальный подход к каждому отдельному товару и каждому отдельному региону продаж (территориальному рынку).