Практические занятия (семинары)
Содержание разделов дисциплины
Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Цель и задачи освоения дисциплины
Цель освоения дисциплины:
- изучение закономерностей процесса становления и развития российского общества / государства и определение места и значения российской цивилизации во всемирном историческом процессе.
Задачи:
- сформировать представление об историческом процессе; общем и особенном в российской истории как неотъемлемой, органической части всемирной истории;
- способствовать формированию уважительного отношения к истории и культуре народов России и мира;
- содействовать повышению гражданской культуры студентов;
- развивать навыки исторического мышления;
- сформировать умение и навыки самостоятельной работы с учебной и научной литературой по актуальным и дискуссионным проблемам отечественной и мировой исторической науки.
Дисциплина «История» относится к базовой части Б1; Гуманитарный, социальный и экономический цикл.
Дисциплина «История» является теоретической дисциплиной. Для успешного освоения данной дисциплины студентам необходимо знать обществознание, ИМЦ. В свою очередь, дисциплина «История» является основой для изучения культурологии, социологии, политологии.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций:
а) общекультурные (ОК):
ОК-3: знание базовых ценностей мировой культуры и готовность опираться на них в своей профессиональной деятельности, личностном и общекультурном развитии;
ОК-4: знание законов развития природы, общества, мышления и умением применять эти знания в профессиональной деятельности; умение анализировать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы; владение основными методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования.
ОК-9: умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, способность к эффективному деловому общению, публичным выступлениям, переговорам, проведению совещаний, деловой переписке, электронным коммуникациям.
ОК-6: способность и готовность к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества.
б) профессиональные (ПК):
ПК-16: умение определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- закономерности и этапы исторического процесса;
- основные события и процессы мировой и отечественной истории.
Уметь:
- уметь применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности;
- ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;
- применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности.
Владеть:
- навыками работы с документами и другими историческими источниками;
- категориальным аппаратом по истории;
- научным представлением о закономерностях и основных этапах исторического развития Российского государства с VII по XXI вв.
№ раздела | Наименование раздела | Содержание раздела | Форма текущего контроля |
Возникновение и развитие восточнославянской государственности | Политическое, экономическое и культурное развитие Руси с YI по II вв. Особенности формирования государственности. | Семинарское занятие №1устный опрос | |
Становление Российского централизованного государства | Этапы становления централизованного государства. Взаимовлияние с государствами Запада и Востока. | Семинарские занятия №1-4.устный опрос | |
Оформление абсолютизма. Российская империя в XYIII-XIX | Особенности складывания Российского абсолютизма. Внутренняя и внешняя политика Российской империи. Реформы и реформаторы в России. | Семинарское занятия №5-9.устнй опрос | |
Россия в ХХ - нач. ХХ1вв. | Политическое, социально-экономическое развитие СССР. Российская Федерация в посткоммунистический период развития. | Семинарские занятия №10-17устный опрос |
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов)
Вид работы | Трудоемкость, часов | ||
№ 1семестра | № 1семестра | Всего | |
Общая трудоемкость | |||
Аудиторная работа: | |||
Лекции (Л) | |||
Практические занятия (ПЗ) | |||
Самостоятельная работа: | |||
Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР) | - | ||
Расчетно-графическая работа (РГР) | - | ||
Реферат (Р) | - | ||
Эссе (Э) | - | ||
Самостоятельное изучение разделов | |||
Контрольная работа (К) | - | ||
Вид итогового контроля (экзамен) | зачет |
Разделы дисциплины, изучаемые в 1 семестре
№ раз- дела | Наименование разделов | Количество часов | |||||
Всего | Аудиторная работа | Вне- ауд. работа СР | |||||
Л | ПЗ | ||||||
Возникновение и развитие восточнославянской государственности | |||||||
Становление Российского централизованного государства | |||||||
Оформление абсолютизма. Российская империя в XYIII-XIX | |||||||
Россия в ХХ-нач.ХХ1вв. | |||||||
ВСЕГО | |||||||
№ темы | № раздела | Тема | Кол-во часов | |
Тема 1. | Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Возникновение государственности у восточных славян. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. | |||
Тема 2. | Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. | |||
Тема 3. | Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XIII-XV вв. Русь и Золотая Орда: проблемы взаимовлияния. | |||
Тема 4. | Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. | |||
Тема 5. – 6. | Реформы Петра 1. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.( 4 часа). | |||
Тема 7. | Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. | |||
Тема 8. – 9. | Общественная мысль и особенности общественного движения России Х1Х в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX в. и ее вклад в мировую культуру. | |||
Тема10 | Роль XX в. в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. | |||
Тема11. -12. | Роль XX в. в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. | |||
Тема13-15 | Россия в условиях 1 мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-30е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-30 гг. Внешняя политика. | |||
Тема 16. | СССР накануне и в начальный период Второй мировой войны. Великая Отечественная война. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика. СССР в послевоенные годы. Холодная война. | |||
Тема 17. | Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития. СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. И ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г. | |||
Тема18. | Становление новой российской государственности (1993-2012). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации. |