З A H Я Т И Е № 2

ЗАНЯТИЕ № 1

ТЕМА: Нервная клетка, строение и функция.

 

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить строение и функции нейрона, нервных волокон
и синапса. Ознакомиться с методикой изучения данной
темы в средней школе.

ЛИТЕРАТУРА:1. Сапин М.Р., Билич Г. Л. Анатомия человека.М., 1989.

2. Анатомия человека. 2 тома. /Под ред. Сапина М.Р. М., 993/.

3. Липченко В.Я., Самусов Р.П. Атлас нормальной анатомии. М., 1965.

4. Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. М., 2 тома
5. Мозг. /Под ред П.В.Симонова, М. ,1984./
6. Морфология нервной системы. отв. ред.В.11.Бабминдра 1986.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

I. Строение нервной клетки, функция.

2. Самостоятельная работа студентов при активной консультации

преподавателя.

а). Изучить строение нейрона по таблицам.

б). Рассмотреть и зарисовать микропрепараты: биполярные, вставочные,

двигательные нейроны, по характеру выделяемого ими медиатора;

по электрофизиологическим свойствам /возбуждающие и тормознные/.

в). Рассмотреть и зарисовать нервные волокна: миелиновые и без-
миелиновые.

г). Рассмотреть и зарисовать строение синапса.

ОБОРУДОВАНИЕ.

1. Таблицы: нервная клетка, синапс, нервные волокна.
2. Микропрепараты: нервная клетка.

ВОПРОСЫ.

1. Строение и функция нервных клеток.

2. Нейроглия: макро и микроглия. Астроциты, олигодендроциты, эпендимо-
циты.

3. Нервная ткань и ее строение.

4. Нервные волокна: миелиновые и безмиелиновые волокна.

5. Строение синапса, свойства и их функция. Медиаторы.

В начале занятия с помощью таблиц и препаратов рассмотреть раз-
личные нейроны, нервные волокна и синапс.

Под микроскопом рассматривают нейроны, нервные волокна, особен-
ности миелиновых нервных волокон.

 

 


ТEМА: Спинной мозг, топография, строение, функции.

 

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить строение и функции спинного мозга, места от -
хождения и выхода спинномозговых нервов, области их
иннервации; понять рефлекторный характер деятельности
нервной системы, усвоить понятие о рефлексе , простой и
сложной рефлекторной дуге, цепи нейронов и нервных
центрах, ознакомиться с методикой изучения данной цепи
в средней школе.

Литература: смотреть I занятие.

 

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

1. Общий обзор строения спинного мозга, его оболочек, нервных спле-
тений.

2. Самостоятельная работа студентов при активной консультации
преподавателя:

а). Изучить макро-микроскопическое строение спинного мозга, по
таблицам влажным препаратам, муляжам.

б). Рассмотреть и зарисовать микропрепараты: поперечный срез спин-
ного мозга, межпозвоночный ганглий.

в). Разбор самостоятельной работы студентов.

ОБОРУДОВАНИЕ

1.Таблицы: Спинной мозг /вид спереди и сзади/, Схема сегментов
спинного мозга, Поперечный разрез спинного мозга,
Схема рефлекторной дуги.

2. МИКРОПРЕПАРАТЫ: Спинной мозг, межпозвоночный ганглий.

ВОПРОСЫ

1. Какое строение имеет нейрон, спинной мозг. Сегмент спинного мозга.

2. Как расположены в спинном мозге серое и белое вещество.
3. Нервные центры, их расположение в спинном мозге и функция.
4. Сколько существует различных типов нейронов в спинном мозге.

Какие функции они выполняют.

5. Спинномозговые нервы, как они образуются, на какие ветви распада-
ются,

6. Какие четыре парных сплетения образуют передние ветви спинномоз-
шх нервов.

7. Какими спинномозговыми нервами образовано шейное сплетение 9

каковы его главные ветви и области иннервации.
8. Какими спинномозговыми нервами образовано крестцовое сплетение,

каковы его главные ветви и области иннервации.

9. Онто- и филогенез спинного мозга.

10. Оболочки спинного мозга. Спинномозговая жидкость, кол-во, функция.

 

 

ЗА Н Я Т И Е № 3
ТЕМА: Отделы головного мозга и функция.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить строение и функции: продолговатый мозг, мост

/Варолиев мост/, мозжечок, IV желудочек, ретикулярная
формация. Ознакомиться с методикой изучения данной
темы в средней школе.

ЛИТЕРАТУРА: смотреть I занятие.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

I. Обзор строения и функций выше перечисленных отделов головного

мозга и их функция.
2. Самостоятельная работа по теме занятия:

а). Изучить макроскопическое строение отделов головного мозга по
влажным препаратам, муляжам, таблицам.

б). Зарисовать отделы мозга на срединном продольном разрезе голов -
ного мозга: ствол, продолговатый мозг, мост, 1V желудочек.

ОБОРУДОВАНИЕ

1.Модели: головной мозг /разборная модель/; череп человека,

2.Влашые препараты: головной мозг /сагитальный разрез/;

мозговой ствол со вскрытым IV желудочком.

3.Таблицы: основание мозга, головной мозг /сагитальный разрез/
стволовая часть мозга.

4.Микропрепарат: мозжечок.

ВОПРОСЫ

1. Строение и функция продолговатого мозга.

2. Ядра продолговатого мозга, их функция.

3. Какие структуры относят к перешейку ромбовидного мозга.

4. Строение и функция моста: ядра, проводящие пути, борозды.

5. Строение и функции мозжечка, Кора, серое и белое вещество.

6. Ядра мозжечка. Проводящие пути.
7. Возрастные особенности мозжечка.
8. Строение и функция ретикулярной формации.