Боспорское царство и греческие колонии в Приазовьи и на Нижнем Дону.

Интереснейшая эпоха греческой колонизации региона и влияние античной цивилизации и культуры подробным образом изучена историками и археологами Иловайским Д.И., Федосеевым Н.В., Шеловым-Коведяевым Ф.В., Шеловым Д.Б., Казаковой Л.М., Цечоевым В.К. и другими исследователями. Особый вклад в изучение этой проблемы в советский и постсоветский период, внесли сотрудники государственного археологического музея - заповедника «Танаис» во главе с В.Ф. Чесноком.

С VI века до н.э. Северное и Восточное Причерноморье и Приазовье привлекало выходцев из античных городов Малой Азии и Средиземноморья, основавших здесь немало, более 30-ти, городов-колоний и эмпорий, включая крупнейшие города: Ольвию, Херсонес (Корсунь в русской летописи, расположенную близ нынешнего Севастополя), Феодосию, Пантикапей, Гаргиппию, Фанагорию и, самый «северный» из них - Танаис.

Эти города были весьма крупными, экономически развитыми торговыми факториями и центрами эллинистической культуры. Торговля процветала на базе развитого земледелия, ремесел, рыболовства. В V в. до н.э. города-колонии объединились в Боспорское царство, в городах и округах которого проживало смешенное греческое и местное население. Политическим центром региона был Пантикапей, находившийся на берегу Керченского пролива (греки называли его Боспором Киммерийским) и являвшийся долгое время столицей Боспорского царства — единственного в Северном Причерноморье крупного государства в то время. Отличительной чертой жизни в причерноморских городах был высокий уровень материальной и духовной культуры. Благодаря археологии до нашего времени дошли шедевры античных ремесел, скульптуры, мозаики, литературы, описания быта, костюмов и одежды.

Первые греческие поселения на Нижнем Дону и в Приазовьи относятся к VII - VI в.в. до н.э. Так, на Таганрогском полуострове возникло поселение милетских купцов, появившееся в VI в. до н.э., в дельте Дона, в V в. до н.э., появляется греческая колония - Елизаветинское городище, а позже - сначала поселение, а позднее и город-полис Танаис, который просуществовал до начала Великого переселения народов. Подчиняясь царской власти, города сохраняли свою автономию - отголосок самостоятельных эллинских республик-полисов, откуда родом были первые колонисты. Боспорское царство, в состав которого входил и Танаис, являлось периферийным античным государством, и имело постоянные торговые и культурные связи с местным скифо-сарматским, аланским и меотским населением. Это, в итоге, привело к формированию уникальной смешанной синкретической культуры, отличительной чертой которой было заимствование культурно-бытовых элементов «эллинов», и местных «варваров» ,их взаимное влияние.

Боспорские города объединяли общие экономические интересы, необходимость обеспечения свободы мореплавания и ведения согласованной политики в отношении беспокойных соседей. Этническая палитра их жителей представляла пестрое, яркое смешение боспорских греков и осевших на земле кочевых степняков. И все они осознавали себя полноправными гражданами своих городов-полисов.

Танаис был основан в III веке до н. э. греками Боспорского царства на высоком берегу Мертвого Донца, тогда практически соединявшегося с заливами Азовского моря. Меотийское озеро (Азовское море), куда впадает рукав Дона - Мертвый Донец, - тогда было совсем близко от города, и это, естественно, создавало благоприятные условия для развития морской торговли не только с Боспором, но и с другими городами материковой Греции и Малой Азии. В городе Танаисе, расположенном на пересечении морских и сухопутных торговых путей, который входил в состав Боспорского царства и подчинялся его наместнику - пресбевту, жили купцы и ремесленники, земледельцы и воины. Надписи на каменных плитах, найденных при раскопках, говорят о том, что население города было смешанным. Население города и ближайшей округи состояло на 45-50 % из греков, также в состав танаитов входили представители местных народов: скифов, сарматов, алан, меотов, которые впоследствии совместно управляли городом, фактически составив новую этносоциальную общность - танаитов. Греческие торговцы вывозили с берегов Дона рабов, красную рыбу, мед, шкуры животных. Привозили же сюда посуду, вино, масло, ювелирные изделия, одежду и оружие, постоянно шёл культурный взаимообмен.

Танаис имел собственное высокоорганизованное, достаточно развитое управление и являлся не только торговым портом, но и своеобразным государством-полисом внутри Боспорского царства. Не смотря на то, что город находилсяся под жёстким контролем боспорского наместника – пресбевта, в нём существовала развитая выборная система местного демократического самоуправления. Со временем сложилась система дуумвирата. Община танаитов-эллинов управлялась выборным - эллинархом, общину танаитов не эллинского происхождения возглавлял - архонт. Совет Магистрата города включал так же: гимнасиарха - воспитателя молодёжи, лохага - военачальника, номофилага - судью, начальника порта - эмпориона, рыночного администратора - агоранома, казночея - простета, распорядителя общественных работ - эпимилета, которые следили за поддержанием порядка в городе. Большинство должностей магистрата было выборными. Таким образом, история и культура демократического самоуправления на Дону имеет древние традиции и восходит не только к известным традициям казачьих Кругов XVI века, но и к эллинистическим формам полисной демократии с III в. до н.э. фактически самым древним на территории Российского государства.

В конце I века до нашей эры город был разрушен боспорским царем Полемоном «за неповиновение», но после этого вновь был восстановлен и продолжал процветать. Танаис позднее, как и другие города Боспорского царства, входил в систему соподчинения провинций Римской империи, испытывая её культурное и экономическое воздействие. О его значении и важности говорит усиление со II-го века н.э. римской администрации и расположении здесь военной базы римлян.

В период начавшегося процесса Великого переселения народов город неоднократно подвергался нападению кочевых племен. В III веке нашей эры его разрушили германские племена остготов, но постепенно он был опять восстановлен. В IV веке нашей эры Танаис и его подонскую округу окончательно уничтожили и разрушили, практически сожгли до основания, орды новых азиатских кочевников - гуннов. И с IV по VII век нашей эры в дельте Дона практически не было оседлого населения, здесь жили сменяя друг друга, в основном только кочевые племена. Однако влияние античной греко-римской цивилизации и культуры в Приазовье сохранялось и позднее. Об этом свидетельствует восстановление сложившихся во времена Танаиса торговых и культурных связей со Средиземноморьем и возникновением при поддержке Византии в XI - XII в.в. на левом берегу Дона в Приазовской дельте (в месте, близком от Танаиса), генуэзко-веницианской торговой фактории, а затем и города Таны.