Композиционные приемы проектирования жилого интерьера

 

Законченность убранства квартиры зависит от индивидуальных склонностей жильцов и определяется принятым принципиальным подходом: орнаментально-декоративным, этнографическим, функциональным. Каждый из них диктует свои закономерности в выборе отделочных материалов, цветовой гаммы, приемов освещения, декоративного убранства.

Орнаментально-декоративная композиция предполагает использование: декоративных реек или архитектурных деталей, формирующих пространственную решетку; декоративных экранов с разной фактурой, структурой, цветом, пространственных модулей, построенных на основании квадрата, треугольника и т. п. Модули собираются в пространственные группы, определяя композиционное построение интерьера.

Применение вертикальных и горизонтальных реек позволяет связать стены между собой и с мебелью, согласовать отдельные предметы мебели между собой. Размещение реек на плоскости стены дает возможность выбрать такое расстояние между рейками, чтобы с их помощью расчленить стену в гармоничном отношении. При закреплении одной горизонтальной рейки плоскость стены делится на две части, которые могут быть соотнесены друг с другом по закону «золотого сечения». Высота стены делится с помощью построения представляет собой классический пример «золотого сечения» — деление отрезка (высоты комнаты) в среднепропорциональном отношении, когда целое относится к большей своей части, как большая часть к меньшей (c:b = b:d).

Гармоничные отношения могут быть получены за счет геомет­рических построений, в основе которых лежит использование та­ких геометрических фигур, как квадрат, равносторонний треуголь­ник, пятиугольник. Сочетание стороны фигуры с диаго­налью квадрата, высотой треугольника, отрезка, связывающего две противоположные вершины пятиугольника, в прямоугольнике при­водит к тому, что он воспринимается гармоничным и пропорцио­нальным. И, наконец, существует очень простой метод определе­ния пропорциональных отношений с помощью частей человечес­кого тела. Так, длина кисти руки относится к локтевому суставу как части отрезка, разделенного в «золотых» отношениях. В свою очередь, фаланги пальцев дают гармонически организованный ряд.

При использовании плоскостных элементов, отличающихся фактурой и цветом, они могут крепиться на стене, создавая само­стоятельное панно, или переходить с плоскости на плоскость, под­черкивая целостность интерьера. Создавая составное панно на стене прихожей, кухни или другого помещения, приходится вы­бирать тот или иной принцип орнаментального набора, т. е. зало­жить в качестве исходного модуля одну, две или три геометричес­кие фигуры. Набор из одной фигуры дает простую геометричес­кую сетку швов, и разнообразие достигается только за счет разно­образия цвета и фактуры самих пластин. При желании заполнить плоскость без каких-либо пустот оди­наковыми пластинками можно пользоваться тремя типами гео­метрических фигур — треугольником, квадратом, шестигранником. Они дают плотный набор и равномерно покрывают поверхность. При равенстве граней названных фигур они могут заполнить плоскость попарно: шестигранник с треугольником, тре­угольник с квадратом. Все три вида фигур могут со­вещаться в едином наборе. Включение восьми- и двенадцатигранников также происходит с помощью соединяющие их квадратов, треугольников, либо сочетанием квадратов и шестигранников (рис. 5.1.2).

Рисунок 5.1.2 – Использование плоскостных элементов, отличающихся фактурой и цветом

 

Использование пластин в интерьере носит декоративно-конст­руктивный характер. С их помощью могут получить дополни­тельную обработку дверные проемы. Уже облицовка прямоуголь­ного проема, подчеркнутая красочным покрытием или отделоч­ным шпоном, делает пространство квартиры выразительнее. Усложнение формы проема — закругленность углов прямоуголь­ного проема или придача проему арочной формы — усиливает действенность этого приема.

При оборудовании квартиры пространственными модулями воз­можно использование «ящичного метода». Из мебельных кубов могут быть набраны спальное место, шкафы, рабочие столы. Ис­ходный квадратный модуль может повторяться и в декоратив­ном убранстве квартиры. Изменение геометрии исходного моду­ля приводит к другому характеру пространства.