Словарно-орфографическая работа.
Чистописание.
Орг. момент.
Ход урока.
У: Звенит звонок веселый,
Зовет нас на урок.
Такой порядок в школе не забывай, дружок.
Все у парты ровно встали,
Улыбнулись, подравнялись,
Тихо сели за свой стол,
Начинаем разговор.
Сейчас у нас урок русского языка. Проверьте, все ли у вас готово к уроку: дневник, учебник, тетрадь, пенал. Я вижу все готовы. Начинаем урок.
У: Ребята, посмотрите внимательно на данный ряд букв:
Щ, ч, ц, й.
У: Скажите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания?
Д: букву ц.
У: почему?
Д: в этом ряду все буквы обозначают согласные мягкий непарный звуки, а буква ц обозначает согласный непарный твердый звук.
У: правильно. Теперь посмотрите на доску (на доске неправильное написание буквы ц).
Такое написание буквы ц строчной я обнаружила при проверке ваших тетрадей. Верно ли записаны буквы?
Д: нет.
У: какие ошибки допущены?
Д: с. о.
У: верно (зачеркивает),чтобы не допускать больше ошибок, мы сейчас выполним правильное написание этой буквы. Кто мне подскажет, как нужно писать строчную ц?
Д: с.о.
У: а теперь пропишите букву ц целую строку. Подчеркните самую красивую букву.
У: а сейчас мы проведем словарную работу.
Отгадайте загадку: (слайд )
Летом бродит без дороги Между сосен и берез, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос. |
Д: медведь
У: верно. Новым словарным словом будет медведь. Кто знает кто такой медведь?
Д: лесное животное
У: да, медведь - крупное мохнатое хищное млекопитающее с большим грузным, покрытым густой шерстью телом и короткими ногами.
(появляется слайд с пропуском в слове)
Давайте поставим ударение в этом слове. На какой слог падает ударение?
Д: на второй слог.
У: назовите безударный гласный в этом слове
Д: е
У: где находится безударный гласный?
Д: в корне слова
У: как мы можем проверить безударный гласный в корне слова?
Д: мы можем изменить слово и подобрать родственные слова.
(изменяют слово)
У: подберите родственные слова
Д: с.о.
У: хорошо, так получилось ли у нас проверить гласный?
Д: нет.
У: верно. Эту букву нужно запомнить.
(слайд с выделенной и подчеркнутой буквой е).
Запишите это слово у себя в тетради, а также родственные слова, которые подобрали, подчеркните орфограмму, поставьте ударение.
Составьте словосочетание с этим словом.
Д: с.о.
У: запишите словосочетания с этим словом, с проговариванием.
Теперь составьте предложение
Д: с.о. (записывают)
У: а теперь проведем небольшой словарный диктант:
Юный, дорога, экскурсия, ученик, береза, тарелка, сапоги, лопата, иногда, автобус, земляника.
Поставьте ударение, выделите орфограмму в каждом слове. Поменяйтесь тетрадями. Возьмите карандаш. Поставьте отметку.
Постановка проблемы:
А) актуализация знаний о частях слова; о правописании жи-ши, ча-ща, чу-щу; о непарных твердых и мягких согласных звуках.
У: давай вспомним, на какие группы делятся все звуки?
Д: гласные и согласные звуки
У: на какие группы можно разделить согласные звуки?
Д: звонкие/глухие, твердые/мягкие.
У: приведите примеры твердых звуков
Д: с.о.
У: назовите мягкие пары этих звуков
У: а есть звуки, у которых нет пар по твердости-мягкости? назовите
Д: твердые - ж, ш, ц; мягкие – й, ч, щ.
У: Посмотрите на слайд. Прочитайте слова
Слайд: Жизнь площадка
Машина щука
Цифра чувство
Жираф чай
Цинк щавель
Шишка чудо
У: по какому признаку слова распределены в 2 группы?
Д: 1 столбик – буквы, которые обозначают непарный твердый согласный,
2 столбик - буквы, которые обозначают непарный мягкий согласный.
У: обратите внимание, в какой части слова находятся сочетания. Подчеркните их.
У: Давайте обобщим. На какие правила даны эти слова?
Д: жи-ши – пиши с буквой И, ча-ща - …
Б) Предъявление задания, в котором дети сталкиваются с трудностью
У: Какую ошибку можно допустить в слове «жизнь», если не знаем правило?
Д: жЫзнь
У: Почему мы можем написать Ы? На что она указывает?
Д: потому что буква Ы – указывает на твердость предшествующего согласного, а буква Ж – обозначает твердый согласный звук
У: на что указывает буква И?
Д: на мягкость предшествующего согласного
У: посмотрите на слово «цифра». Буква Ц разве обозначает мягкий звук?
Д: нет
В) выявление (осознание) трудностей
У: Может быть, слово «цифра» неправильно написанно? Может надо писать букву Ы?
Д: (расхождение мнений)
У: мнения разошлись.
Г) Осознание причин затруднений
У: Почему же мы не можем объяснить написание этого слова?
Д: мы не знаем, как его писать, не знаем правило.
У: Как вы думаете, что мы будем изучать на уроке?
Д) Формулировка учебной проблемы
Д: Какую гласную букву нужно писать после Ц – И или Ы
У: Верно. Сегодня мы поговорим правописании И-Ы после Ц