Словарно-орфографическая работа.

Чистописание.

Орг. момент.

Ход урока.

У: Звенит звонок веселый,

Зовет нас на урок.

Такой порядок в школе не забывай, дружок.

Все у парты ровно встали,

Улыбнулись, подравнялись,

Тихо сели за свой стол,

Начинаем разговор.

 

Сейчас у нас урок русского языка. Проверьте, все ли у вас готово к уроку: дневник, учебник, тетрадь, пенал. Я вижу все готовы. Начинаем урок.

У: Ребята, посмотрите внимательно на данный ряд букв:

Щ, ч, ц, й.

У: Скажите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания?

Д: букву ц.

У: почему?

Д: в этом ряду все буквы обозначают согласные мягкий непарный звуки, а буква ц обозначает согласный непарный твердый звук.

У: правильно. Теперь посмотрите на доску (на доске неправильное написание буквы ц).

Такое написание буквы ц строчной я обнаружила при проверке ваших тетрадей. Верно ли записаны буквы?

Д: нет.

У: какие ошибки допущены?

Д: с. о.

У: верно (зачеркивает),чтобы не допускать больше ошибок, мы сейчас выполним правильное написание этой буквы. Кто мне подскажет, как нужно писать строчную ц?

Д: с.о.

У: а теперь пропишите букву ц целую строку. Подчеркните самую красивую букву.

У: а сейчас мы проведем словарную работу.

Отгадайте загадку: (слайд )

Летом бродит без дороги Между сосен и берез, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос.

Д: медведь

У: верно. Новым словарным словом будет медведь. Кто знает кто такой медведь?

Д: лесное животное

У: да, медведь - крупное мохнатое хищное млекопитающее с большим грузным, покрытым густой шерстью телом и короткими ногами.

(появляется слайд с пропуском в слове)

Давайте поставим ударение в этом слове. На какой слог падает ударение?

Д: на второй слог.

У: назовите безударный гласный в этом слове

Д: е

У: где находится безударный гласный?

Д: в корне слова

У: как мы можем проверить безударный гласный в корне слова?

Д: мы можем изменить слово и подобрать родственные слова.

(изменяют слово)

У: подберите родственные слова

Д: с.о.

У: хорошо, так получилось ли у нас проверить гласный?

Д: нет.

У: верно. Эту букву нужно запомнить.

(слайд с выделенной и подчеркнутой буквой е).

Запишите это слово у себя в тетради, а также родственные слова, которые подобрали, подчеркните орфограмму, поставьте ударение.

Составьте словосочетание с этим словом.

Д: с.о.

У: запишите словосочетания с этим словом, с проговариванием.

Теперь составьте предложение

Д: с.о. (записывают)

У: а теперь проведем небольшой словарный диктант:

Юный, дорога, экскурсия, ученик, береза, тарелка, сапоги, лопата, иногда, автобус, земляника.

Поставьте ударение, выделите орфограмму в каждом слове. Поменяйтесь тетрадями. Возьмите карандаш. Поставьте отметку.

 

Постановка проблемы:

А) актуализация знаний о частях слова; о правописании жи-ши, ча-ща, чу-щу; о непарных твердых и мягких согласных звуках.

У: давай вспомним, на какие группы делятся все звуки?

Д: гласные и согласные звуки

У: на какие группы можно разделить согласные звуки?

Д: звонкие/глухие, твердые/мягкие.

У: приведите примеры твердых звуков

Д: с.о.

У: назовите мягкие пары этих звуков

У: а есть звуки, у которых нет пар по твердости-мягкости? назовите

Д: твердые - ж, ш, ц; мягкие – й, ч, щ.

У: Посмотрите на слайд. Прочитайте слова

Слайд: Жизнь площадка

Машина щука

Цифра чувство

Жираф чай

Цинк щавель

Шишка чудо

У: по какому признаку слова распределены в 2 группы?

Д: 1 столбик – буквы, которые обозначают непарный твердый согласный,

2 столбик - буквы, которые обозначают непарный мягкий согласный.

У: обратите внимание, в какой части слова находятся сочетания. Подчеркните их.

У: Давайте обобщим. На какие правила даны эти слова?

Д: жи-ши – пиши с буквой И, ча-ща - …

Б) Предъявление задания, в котором дети сталкиваются с трудностью

У: Какую ошибку можно допустить в слове «жизнь», если не знаем правило?

Д: жЫзнь

У: Почему мы можем написать Ы? На что она указывает?

Д: потому что буква Ы – указывает на твердость предшествующего согласного, а буква Ж – обозначает твердый согласный звук

У: на что указывает буква И?

Д: на мягкость предшествующего согласного

У: посмотрите на слово «цифра». Буква Ц разве обозначает мягкий звук?

Д: нет

В) выявление (осознание) трудностей

У: Может быть, слово «цифра» неправильно написанно? Может надо писать букву Ы?

Д: (расхождение мнений)

У: мнения разошлись.

Г) Осознание причин затруднений

У: Почему же мы не можем объяснить написание этого слова?

Д: мы не знаем, как его писать, не знаем правило.

У: Как вы думаете, что мы будем изучать на уроке?

Д) Формулировка учебной проблемы

Д: Какую гласную букву нужно писать после Ц – И или Ы

У: Верно. Сегодня мы поговорим правописании И-Ы после Ц