Иконографические
Письменные
Ненаучные
Позволяют восстановить к-л явление
Позволяют делать выводы об авторах
2)-иллюстративные документы(ссылки, примеры, лучшее разъяснение сказанного)
По степени надежности подачи инфы:
1)-первичные д. –инфа, которая получена по свежим следам из первых рук (часто описательного плана)
2)-вторичные д. –на основе первичной, обладают меньшей степенью надежности.
По степени научной обоснованности:
1)-документы научные- монографии, статьи, отчеты (все должно обязательно иметь грифы, рецензии и т.д.)
Качественно-количественные:
1)-качественная документация(иногда называют вербальными) - анализ, оценка, прогноз.
2)-количественная документация (=статистическая документация) –вся статистическая отчетность (перепись населения, выборочные опросы и т.д) и т.д.
В зависимости от формы фиксации инфы:
-1а)-рукописные
-1б)-печатные
-кино /\ фото \/ видео документы /\ произведения искусства (гравюры, эмблемы и т.д.)
Аспекты анализа:
· -можем анализировать как документы прежних эпох, которые позволяют анализировать различные стороны жизни в различный период времени
· -как документация по изобразительному искусству, когда само искусство анализируется как явление эпохи и отсюда изучать жанр, стилистику и т.п.
· -можно изучать документы, с целью сделать выводы о личности их авторов
· -с целью выяснить их целевую задачу и функции
· т.к. через такие документы воздействуют на создание, мы можем изучать методы воздействия
3)-Фонетические документы –радио, магнитные и иные носители.
4)-…
Надежность и достоверность документов
Надежность документа –степень объективности инфы. Это то, насколько она отвечает объективной подаче фактов. Источник инфы здесь – реальный объект.
Достоверность документа- степень эффективности изучения анализа инфы и источник достоверности, методы социологического анализа (!!!) – достоверность обеспечивают социологии тем, насколько правильно выберут документ.
Степени формы использования официальных и личных документов и их место в социологическом исследовании
Документы используются в совокупности с другими социологическими данными (иногда отдельно), могут помочь в процессе разработки и формулирования гипотез, уточнения целей и задач исследования.
Существенная роль принадлежит официальным и неофициальным документам, в процессе проверки гипотез.
Чем больше гипотезу подтверждают, тем больше оснований считать гипотезу истинной.
Для углубления знаний об исследуемом процессе, при этом не только об объективных его основах, но и о представлениях участников этого процесса о событиях, явлениях.
Документы официальные и личные могут быть фундаментом, когда других источников либо нет вообще, либо они явно недостаточны и являются индуктивной основой для теоретических выводов.
Специфика работы с документами
Методы анализа документов можно разделить на две группы (МАД) :
1- Традиционные -качественный анализ = изучение документов
a. –в основе имеют понимание сути содержания, состояния, структуры
2- Формализованные –количественный анализ = контент-анализ (К-А)
a. –счет
КАЧЕСТВЕННЫЙ анализ документов –начало работы с документами.
Здесь особое внимание концентрируется на методических правилах работы с документами.
Выделяет 4 аспекта методических правил (Клакхал /\ Энджел):
1- .критика со стороны:
a. –степень достоверности документа (копия – подлинник, первичная инфа – вторичная и т.д.)
b. –авторство
c. –дата создания документа
d. –теоретическое и семантическое значение
2- .критика изнутри (проверяем достоверность сообщаемых документов фактом) +++ !!! решить проблему Личное Выравнивание –способность и желание автора сказать правду
3- .синтез:
a. –должны установить причинно-следственные связи, выяснить мотивы, ценностные ориентации и установки автора документа
4- .прогнозы и рекомендации
Анализ может происходить не только в 4 –х аспектах но и в Два этапа:
1-осуществление внешнего анализа(дает характеристику внешних особенностей документа) – особенности стиля, языка, времени, места создания, характера среды, в которой документ писался, социальную принадлежность и культурный уровень автора. +++ мы можем выявить и оценить проблему тенденциозности (найти содержащиеся ошибки и искажения). Тенденциозность базируется на мотивации ===> изучение мотивов написания.
· -Тенденциозность снижается, когда истина автору безразлична.
· -когда сообщение может быть пагубно для автора
· -повышает правдивость, когда сообщаемый факт легко проверяется
· -когда сообщаемая информация противоречит имеющимся представлениям и достаточно обоснована
2-осуществление внутреннего анализа: -
1)-определение места документа в системе социальной документации. Здесь необходимо выявление социальных факторов, обстоятельств, причин, которые обусловили, сровоцировали появление документов
2)-должны уяснить связи и зависимости между итзменениями в сознании и поведении людей и вызвавшими их документами.
3)- мы должны установить степень социальной эффективности … и соответствия этому документа условия.. ??? – когда документ !!! , который теоретически должен, например, улаживать конфликт, его наоборот раздувает
4)-мероприятия по пересмотру, утверждению или созданию нового документа.
К правилам работы с документами ТРАДИЦИОННОГО анализа относятся:
1) -в документальной информации должны различать описание и оценку событий
2) –необходимо выяснять целевую установку создания документа
3) –как получена информация (первичная или вторичная)
4) –мы должны проверить подлинность информации и самого документа
Вопрос: «Как проверить подлинность информации?»
3 способа:
1)-Обычный – знакомимся с содержанием документа и высматриваем отдельные нюансы по форме или содержанию документа (что-то может показаться сомнительным, нетипичным, алогичным, тенденциозным)
2)-Классический (=традиционный) –изучая документы, всегда выдивгают гипотезы, на основании которых определяем логику документа, его стройность, последовательность информации, ссылки, логическая точность, связность и т.д.
3)-Интенсивный способ –включает проведение как Качественного (традиционного), так и Контент-анализа
ТРАДИЦИОННЫЙ МЕТОД – включает все многогобращие умственных операций, которые направлены на интерпретацию содержания документа, в соответствии с целями исследования. Чаще всего цели образения к содержанию, не совпадают с целями, которые преследовал автор (создатель) документа.
\===>нужно выбирать лишь то, что пригодно для социологического исследования, связано с проблемой и то, из каких источников можем получить недостающую инфу.
Адаптация содержания документа к исследовательской задаче. Основан на интуитивном прочтение документа, логическом обосновании сделанных выводов и заключения. Типичные примеры анализа текстовых источников – изучение социологами всевозможных научных рабт по проблеме исследования.
Главное ограничение использования традиционных методов анализа документов –возможность субъективных влияний исследователей на результаты анализа. Возможность влияния сложившихся стереотипов и стереотипных представлений о проблеме и предмете анализа.
Этот недостаток отчасти компенсируется Формализованным методом – статистическое исследование числа строк, частотность упоминания терминов, регионов, слов, частотность публикаций и т.д.
Итого – традиционный метод – задействуем логику и даже интуицию ---- но отсюда субъективизм.
КОНТЕНТ-АНАЛИЗ (К-А)
-качественно-количественный
- это метод изучения Сообщений, в различных сферах социальной коммуникации, и зафиксированных в форме письменного текста.
Сущность этого метода состоит в том ,чтобы найти такие свойства. Признаки, черты текста, которые бы отражали существенные стороны его содержания. С помощью К-А выявляется частота характеристик текста, которая позволяет исследователю делать определенные выводы относительно коммуникатора (создатель сообщения) или возможных реакций реципиентов. К-А – это анализ содержания массовых совокупностей текстов, с использованием формализованного наблюдения. Т.е. имеются, в отличие от традиционного анализа, стандартизованные правила поиска, учета и подсчета количественных показателей и изучаемых характеристик текста, и статистических процедур в социологических целях
КА может применяться как самостоятельный метод исследования (основной метод), в комплексе с иными методами (параллельный), контроль (вспомогательный)
Принципы КА:
· -научная строгость исследования
· -восхождение от текста к внетекстовой реальности
Применение КА:
· -высокая степень точности и объективности (????????)
· -при наличии обширного и несистематизированного материала позволяет систематизировать
· -когда харктеризуется частотой применения и когда текстовой материал нельзя интерпретировать без частоты появления ч-л
· -для выяснения насколько содержание текстов связано с интересами и ценностными ориентациями к-л групп
· -для изучения изменений для соц регуляции в связи с объективными изменениями в обществе
· -для выяснения направленности деятельности каналов (источника) документов
Система индикаторов применения КА:
Лаурестин (разработал схему)\
Рассматриваемый аспект процесса массовой коммуникации | Задачи КА | Объект анализа | Предмет анализа |
1)-отображение объективных событий и явлений | 1А)-реконструкция события и явления 1Б)-установить закономерности отображения к-л событий в СМИ | 1А)-денотативное содержание сообщений (ДЕНОТАТ –истина) 1Б)-тематическая структура и семантическое значение сообщения | 1А)-объективные характеристики внетекстовой реальности и средств общения 1Б)-это картина мира создаваемая СМИ |
2)-выражение целей и характеристик Sкта-производителя информации | 2)-выявление социальных задач коммуникативных намерений и пропагандистских целей деятельности коммуникатора | 2)-функциональные характеристики сообщений: =>соотношение познавательных, ценностных и нормативных элементов в содержании сообщений | 2)-субъект-произволитель инфы и институт СМИ, а также социальные функции сообщений |
3)-удовлетворение коммуникативных потребностей S | 3)-выявление возможности сообщений, и удовлетворения информационных потребностей аудитории | 3)-информационые качества сообщения | 3)-сообщение характеристик сообщений информационных потребностей аудитории и ифонрмационных функций сообщения |
4)- Взаимодействие соц S-ов | Прогнозирование или объяснение коммуникативную эффективность воздействия | Язык сообщений, структура текста, пропагандистские приемы | -Соответствие коммуникативных средств целям воздействия и коммуникативному опыту аудитории -потенциальные эффекты коммуникации (то, о чем автор не думает при закладывании сообщения) |
ЦЕЛЬ К-А:
· 1-узнать что было до текста
· 2-узнать что попало в текст
· 3-узнать что будет существовать после текста (возможное восприятие адресатом)
Принципы К-А
· 1-систематичность –реализуется, если все содержание будет проанализировано по единой методике (недопускается частичный анализ, произвольное исключение из поля зрения тех или иных текстов) НАПРИМЕР – исследователь не имеет право игнорировать материалы, не подтверждающие его гипотезы. Предполагает соблюдение всех правил отбора элементов выборочной совокупности
· 2-обобщенность – состоит в том, чтобы получить из текста информацию о внетекстовой реальности – авторе, истории и т.д. +++ учет только манифестируемого значения (значения, которое предполагается) +++ коммуникативность (то, что позволяет перевести текст)
· 3-объективность (достигается при условии соблюдения алгоритмизированного (осуществляемого по определенным правилам) перевода текстовой инфы в количественные показатели) ===> для этого необходимо четко выделить категории и единицы анализа + наибольшая объективность – при компьютерном К-А (первый – Стоун (?) –элементы содержания по неким критериям (60-е гг)) +++ контроль