Анализ рынка прикладных программ автоматизации туристского офиса
На российском туристском информационном рынке в настоящее время используется более 30 различных прикладных программ отечественных и зарубежных разработчиков. Для облегчения выбора конкретной программы или программного комплекса, с целью их дальнейшего внедрения в туристском офисе, здесь приведены основные характеристики, назначение, специфика использования, требования к операционной среде, стоимостные данные наиболее популярных прикладных программ.
Представленные здесь программы реализуют возможности ввода, редактирования и хранения информации о турах, гостиницах, клиентах, о расписании транспортных средств, о состоянии заявок и др. Все они без исключения дают возможность печатать множество различных документов: от анкет, ваучеров и списков туристов до описаний гостиниц, туров, роуминг-листов, а некоторые - и фотографии видов отелей.
Большинство программных комплексов позволяет контролировать оплату туров, печать платежных документов, вести календарный учет мест в гостиницах и на транспорте. Одна из важных функций подобных программ - автоматизированный расчет стоимости туров с учетом индивидуальных и групповых скидок, комиссионных, курсов валют и других факторов.
Главная особенность хороших программ в том, что они позволяют выполнять все перечисленные действия в рамках единой системы и даже на нескольких компьютерах одновременно, если они объединены в локальную сеть.
На российском рынке представлено около десятка программ автоматизации работы турфирмы. Наиболее удачные из них - СамоТур, TurWin, ТурбоТур, Аист-2.5 и др.
Для правильного выбора программы необходимо решить, каким основным требованиям она должна удовлетворять. Например, выполнять сложные заказы индивидуальных туристов или обеспечивать обмен данными с отделом продаж. Существует два типа программ: "гибкие", дающие возможность без обращения к разработчикам самостоятельно изменять форматы хранимых данных, формы документов, "горячие" клавиши и др., и "жесткие", где всякое изменение потребует обязательного обращения к программистам. Практика показывает, что большинство пользователей "гибких" программ не умеют пользоваться широкими возможностями таких систем. Однако это вовсе не означает, что такие режимы не нужны.
Некоторые крупные компании заказывают программу у фирм-разработчиков только для себя.
Но наряду с очевидными плюсами создание индивидуальной программы требует много времени и обходится в десятки paз дороже.
При выборе программы операционной среды - DOS или Windows необходимо оцепить мощность имеющихся па фирме компьютеров. Приложения Windows для нормальной работы требуют, как минимум, 386-й компьютер и 8 Мб оперативной памяти.
И хотя работать в Windows приятнее и удобнее, стоит помнить, что сами возможности программ ни в коей мере не зависят от среды, в которой они действуют.
С другой стороны все современные компьютеры обладают достаточными ресурсами для работы в среде ОС Windows. Поэтому, если туристическое предприятие не отягощено грузом устаревшей компьютерной техники, однозначно следует выбирать программы работающие под Windows. Эти программы не только удобнее, но и перспективнее в плане дальнейшего развития.
Разброс цен на компьютерные комплексы для турагентств достаточно велик. Традиционно цены на специализированное программное обеспечение имеют гот же порядок, что и цены на сами компьютеры. В целом ценовой диапазон программ, предлагаемых на российском рынке, составляет от $100 до $1500. Как правило, к базовой версии за отдельную плату предлагаются дополнительные модули, обеспечивающие, например, режим статистики, архивации данных, бухгалтерии, работы с отделами продаж и др.
Для работы с приложениями в среде Windows могут также потребоваться дополнительные расходы на переоснащение старых или приобретение новых компьютеров.