Виды рисков по объекту нововведения
Одной из наиболее существенных особенностей инновационных проектов является то, что выполнение проектов осуществляется в условиях риска и неопределенности. При этом под неопределенностью понимается неполнота или неточность информации об условиях реализации проекта, в том числе о связанных с ним затратах и результатах. Риск – это неопределенность, связанная с возможностью возникновения в ходе реализации проекта неблагоприятных ситуаций и последствий.
При оценке проектов выделяют следующие виды неопределенности:
• политической ситуации и социально-экономических изменений в стране или регионе;
• информации о динамике технико-экономических показателей, параметрах новой техники и технологии;
• колебания рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов и т.п.
• целей, интересов и поведения участников;
• информации о финансовом положении и деловой репутации организаций-участников (возможность неплатежей, банкротства, срыва договорных обязательств).
Причины неудачи проекта могут носить внешний характер - неадекватная реакция рынка, успешные действия конкурентов или иметь внутреннюю природу - ошибки при определении исходных характеристик проекта в ходе его оценки и отбора или в процессе реализации.
Риски и непредвиденные расходы могут быть объединены в следующие группы:
•рыночные- возможность потери инвестируемого капитала в связи с изменением спроса и предложения на продукцию и цен на факторы производства;
•экономические (бизнес-риск)- выражается в достоверности экономической оценки эффективности нововведения, длительности инвестиционного периода; недостаточная степень точности оценки ресурсов или затрат, уровня инфляции;
• финансовыесвязаны со снижением покупательской способности денег, обесцениванием активов в период инвестирования и коммерческой реализации.
• экологические - непредвиденное законодательное ужесточение экологических нормативов в процессе реализации проекта или недостаточная степень учета природоохранных требований;
•технические - недостаточная степень точности анализа надежности используемых в проекте технологий, строительных конструкций и т.д.;
•политические - изменение политики государственного регулирования в части налогообложения, амортизации; возникновение политической нестабильности или форс-мажорных (непреодолимых) обстоятельств;
• внешнеэкономические-возможность введения ограничений на торговлю и поставки, наличие сильных конкурентов.
Методы анализа риска можно подразделить на два вида: качественный и количественный.
При качественном анализе определяются факторы, этапы и работы, при выполнении которых риск возникает, т.е. устанавливаются потенциальные зоны, после чего определяются все возможные риски.
Количественный анализ риска применяется для определения численных размеров отдельных рисков и проекта в целом. При таком анализе используются следующие методы: анализ чувствительности, сценариев, моделей по методу «Монте-Карло».
Анализ чувствительности выполняется в два этапа.
I — описание окружающей среды: уровень инфляции (по основным группам затрат и поступлений), прогноз изменения курса национальной валюты, налогового окружения проекта. Описание представляется в виде прогноза для различных сценариев.
II — выбор наиболее значимых факторов проекта, которые в ходе осуществления анализа получают предполагаемые (фиксированные) значения при неизменных (базовых) других переменных.
При определении всех компонентов на входе проекта осуществляют расчет показателей эффективности проекта для каждого компонента. В результате получается базовый случай, с которым затем сравнивают результаты всех других расчетов.
Для проведения этого анализа используются имитационные модели, реализуемые с помощью информационных систем.
Анализ сценариев учитывает, что некоторые переменные взаимосвязаны и их можно одновременно согласованно изменять.
При наличии базового варианта проекта, а также набора наиболее важных компонентов, изменение которых определяет риск осуществления проекта, разрабатываются два дополнительных сценария — «оптимистический» и «пессимистический». В оба сценария закладываются реалистичный набор событий.
Результаты анализа сводятся в матрицу, и анализируется распределение значений чистой текущей стоимости проекта (NРV) и внутренней нормы рентабельности проекта.
Анализ моделей по методу «Монте-Карло» позволяет анализировать и оценивать различные сценарии реализации проекта и учитывать разные факторы риска в рамках единого подхода.
Выделяют следующие этапы анализа риска по методу «Монте-Карло»:
1. Составление математической модели — таблицы оценки проекта;
2. Установление «уязвимых» и неопределённых переменных;
3. Выявление неопределенности:
4. Определение связи между переменными (положительная, отрицательная, тесная);
5. Построение модели;
6. Анализ результатов.
Основные методы снижения риска:
o избежание — уклонение от деятельности или обстоятельств, содержащих риск;
o передача — перевод ответственности за риск другой стороне (страховой компании);
o сокращение — проведение собственных специальных мер по ограничению размера риска, создание систем предотвращения ущерба (контроля, безопасности, охраны, пожаротушения и т.п.);
o удержание — сохранение ответственности за риск, готовность и способность покрыть все возможные убытки за счет собственных средств.
При выборе конкретного метода снижения риска собственник проекта исходит из следующих принципов:
• нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал (включая будущие выгоды по проекту);
• надо думать о последствиях риска;
• нельзя рисковать многим ради малого.
Выбор метода снижения риска осуществляется путем сравнения необходимых средств на снижение рисков с выгодами от предотвращения ущерба. Это соотношение определяется с помощью коэффициента риска. На практике оптимальный коэффициент риска составляет 0,3.
Для снижения степени риска применяются различные способы защиты:
Страхование рисков проекта — это отношения по защите имущественных интересов субъектов и граждан при наступлении страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов.
Является одним из наиболее распространенных способов снижения рисков и оформляется договором. Договор страхования — это двустороннее соглашение между страхователем и страховщиком.
В процессе страхования происходит перераспределение средств между участниками страхового фонда путем возмещения ущерба одному или нескольким страхователям и распределением потерь на всех. Число страхователей, внесших платежи в течение того или иного периода, должно быть больше числа получающих возмещение.
Страховое покрытие можно получить в отношении целого ряда рисков: потери прибыли, политический, риск неплатежа, потери активов, дебиторской задолженности, инфляционный и др.
Распределение рисков между участниками сделокможет выражаться в виде долевого финансирования, заключении контрактов с исполнителями работ по фиксированным ценам и срокам.
Гарантии. Как правило, крупные проекты осуществляются с привлечением заемного капитала, в связи, с чем собственник проекта должен представить в финансовый институт письменное обязательство третьей стороны оплатить долг в случае отказа от уплаты заемщиком.
Лимитирование — это установление предельных сумм расходов, продажи, кредита и т.п.
Резервные фонды формируются с целью покрытия непредвиденных расходов по проекту.
При определении суммы резерва необходимо учитывать точностьпервоначальной оценки стоимости проекта и его элементов в зависимости от этапа проекта, на котором проводилась эта оценка.
Структура резерва формируется на базе следующих подходов:
o определение непредвиденных расходов по отношению к категориям затрат (на рабочую силу, материалы). Уточнение размеров расходов исходя из стадий распределения работ;
o разделение резерва на общий и специальный. Общий резерв формируется для покрытия изменений в смете. Специальный включает надбавки на покрытие роста цен, ассигнований для вновь выявленной работы по проекту и т.п.
Залог. Создаваемая продукция проекта может являться залогом при получении кредитов. Залог может осуществляться в виде уступки прав — письменного соглашения между кредитодателем и заемщиком, детализирующего связь между сроками и условиями займа и заложенным активом.
При реализации проекта участникам необходимо применять модельуправления риском— последовательность действий, позволяющая соблюдать разумные сочетания рисков и выгод проектов.
Выбор вариантов управления может быть различным, однако технология является неизменной и включает следующие последовательно выполняемые элементы:
• установление рисков - выявление источников и типов риска;
• оценку, измерение рисков, анализ факторов и условий, влияющих на вероятность риска, размеры потерь и ущербов, а также предельные (нормативные) уровни рисков;
• выбор способов и определение средств для сокращения и удержания рисков;
• диверсификацию рисков;
• ситуационный контроль, сравнение с нормативным уровнем, проведение мероприятий по разрешению рисков, их корректировку с учетом складывающейся ситуации;
• покрытие ущербов и ликвидацию других негативных последствий проявления рисков;
• накопление и обработку информации о рисковых ситуациях и последствиях проявления рисков, выработку рекомендаций для учета полученного опыта в будущем.