Виды рисков по объекту нововведения

Одной из наиболее существенных особенностей инновационных проектов является то, что выполнение проектов осуществляется в условиях риска и неопределенности. При этом под неопределенностью понимается неполнота или неточность информации об условиях реализации проекта, в том числе о связанных с ним затратах и результатах. Риск – это неопределенность, связанная с возможностью возникновения в ходе реализации проекта неблагоприятных ситуаций и последствий.

При оценке проектов выделяют следующие виды неопределенности:

• политической ситуации и социально-экономических изменений в стране или регионе;

• информации о динамике технико-экономических показателей, параметрах новой техники и технологии;

• колебания рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов и т.п.

• целей, интересов и поведения участников;

• информации о финансовом положении и деловой репутации организаций-участников (возможность неплатежей, банкротства, срыва договорных обязательств).

Причины неудачи проекта могут носить внешний характер - неадекватная реакция рынка, успешные действия конкурентов или иметь внутреннюю природу - ошибки при определении исходных характеристик проекта в ходе его оценки и отбора или в процессе реализации.

Риски и непредвиденные расходы могут быть объединены в следующие груп­пы:

рыночные- возможность потери инвестируемого капитала в связи с изменением спроса и предложения на продукцию и цен на факторы производства;

экономические (бизнес-риск)- выражается в достоверности экономической оценки эффективности нововведения, длительности инвестиционного периода; недостаточная степень точности оценки ресурсов или затрат, уровня инфляции;

финансовыесвязаны со снижением покупательской способности денег, обесцениванием активов в период инвестирования и коммерческой реализации.

экологические - непредвиденное законодательное ужесточение экологических нормативов в процессе реализации проекта или недостаточная степень учета природоохранных требований;

технические - недостаточная степень точности ана­лиза надежности используемых в проекте технологий, строи­тельных конструкций и т.д.;

политические - изменение политики государственно­го регулирования в части налогообложения, амортизации; возникновение политической нестабильности или форс-мажорных (непреодолимых) обстоятельств;

внешнеэкономические-возможность введения ограничений на торговлю и поставки, наличие сильных конкурентов.

Методы анализа риска можно подразделить на два вида: качественный и количественный.

При качественном анализе определяются фак­торы, этапы и работы, при выполнении которых риск возникает, т.е. устанавливаются потенциальные зоны, после чего определяются все возможные риски.

Количественный анализ риска применяется для определе­ния численных размеров отдельных рисков и проекта в целом. При таком анализе используются следующие методы: анализ чувствительности, сце­нариев, моделей по методу «Монте-Карло».

Анализ чувствительности выпол­няется в два этапа.

I — описание окружающей среды: уровень инфляции (по основным группам затрат и поступле­ний), прогноз изменения курса национальной валюты, налогового окружения проекта. Описание представляется в виде прогноза для различных сценариев.

II — выбор наиболее значимых факторов проекта, которые в ходе осуществления анализа получают предпо­лагаемые (фиксированные) значения при неизменных (ба­зовых) других переменных.

При определении всех компонентов на входе проекта осу­ществляют расчет показателей эффективности проекта для каждого компонента. В результате получается базовый слу­чай, с которым затем сравнивают результаты всех других расчетов.

Для проведения этого анализа исполь­зуются имитационные модели, реализуемые с помощью информационных систем.

Анализ сценариев учитывает, что неко­торые переменные взаимосвязаны и их можно одновре­менно согласованно изменять.

При наличии базового варианта проекта, а также набора наиболее важных компонентов, изменение которых опре­деляет риск осуществления проекта, разрабатываются два дополнительных сценария — «оптимистический» и «пес­симистический». В оба сценария закладываются реалистич­ный набор событий.

Результаты анализа сводятся в матрицу, и анализируется распределение значений чистой текущей стоимости про­екта (NРV) и внутренней нормы рентабельности проекта.

Анализ моделей по методу «Монте-Карло» позво­ляет анализировать и оценивать различные сценарии реализации проекта и учитывать разные факторы риска в рамках единого подхода.

Выделяют следующие этапы анализа риска по методу «Монте-Карло»:

1. Составление математической модели — таблицы оценки проекта;

2. Установление «уязвимых» и неопределённых переменных;

3. Выявление неопределенности:

4. Определение связи между переменными (положительная, отрицательная, тесная);

5. Построение модели;

6. Анализ результатов.

Основные методы снижения риска:

o избежание — уклонение от деятельности или обстоятельств, содержащих риск;

o передача — перевод ответственности за риск другой сто­роне (страховой компании);

o сокращение — проведение собственных специальных мер по ограничению размера риска, создание систем предотвращения ущерба (кон­троля, безопасности, охраны, по­жаротушения и т.п.);

o удержание — сохранение ответственности за риск, го­товность и способность покрыть все возможные убыт­ки за счет собственных средств.

При выборе конкретного метода снижения риска собст­венник проекта исходит из следующих принци­пов:

• нельзя рисковать больше, чем это может позволить соб­ственный капитал (включая будущие выгоды по про­екту);

• надо думать о последствиях риска;

• нельзя рисковать многим ради малого.

Выбор метода снижения риска осуществляется путем сравнения необходимых средств на снижение рисков с выгодами от предотвращения ущерба. Это соотношение определяется с помощью коэффициента риска. На практике оптимальный коэффициент риска составляет 0,3.

Для снижения степени риска применяются различные спо­собы защиты:

Страхование рисков проекта — это отношения по защите имущественных интересов субъектов и граждан при наступ­лении страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов.

Является одним из наиболее распространенных способов снижения рисков и оформляется договором. Договор страхования — это двустороннее соглашение между страхователем и страховщиком.

В процессе страхования происходит перераспределение средств между участниками страхового фонда путем возмещения ущерба одному или нескольким страховате­лям и распределением потерь на всех. Число страхователей, внесших платежи в течение того или иного периода, должно быть больше числа получающих возмещение.

Страховое покрытие можно получить в отношении целого ряда рисков: потери прибыли, политический, риск неплатежа, потери активов, дебиторской задолженности, инфляционный и др.

Распределение рисков между участниками сделокможет выражаться в виде долевого финансирования, заключении контрактов с исполните­лями работ по фиксированным ценам и срокам.

Гарантии. Как правило, крупные проекты осуществляются с привлечением заемного капитала, в связи, с чем собст­венник проекта должен представить в финансовый инсти­тут письменное обязательство третьей стороны оплатить долг в случае отказа от уплаты заемщиком.

Лимитирование — это установление предельных сумм расходов, продажи, кредита и т.п.

Резервные фонды формируются с целью покрытия непредвиденных расходов по проекту.

При определении суммы резерва необходимо учитывать точностьпервоначальной оценки стоимости проекта и его элементов в зависимости от этапа проекта, на котором проводилась эта оценка.

Структура резерва формируется на базе следующих подходов:

o определение непредвиденных расходов по отношению к категориям затрат (на рабочую силу, материалы). Уточнение размеров расходов исходя из стадий распределения работ;

o разделение резерва на общий и специальный. Общий резерв формируется для покрытия изменений в смете. Специальный включает надбавки на покрытие роста цен, ассигнований для вновь выявленной работы по проекту и т.п.

Залог. Создаваемая продукция проекта может являться за­логом при получении кредитов. Залог может осуществляться в виде уступки прав — письменного соглашения между кредитодателем и заемщиком, де­тализирующего связь между сроками и условиями займа и заложенным активом.

При реализации проекта участникам необходимо применять модельуправления риском— последова­тельность действий, позволяющая соблюдать разумные сочетания рисков и выгод проектов.

Выбор ва­риантов управления может быть различным, однако техно­логия является неизменной и включает следующие последовательно выполняемые элементы:

• установление рисков - выявление источников и типов риска;

• оценку, измерение рисков, анализ факторов и усло­вий, влияющих на вероятность риска, размеры потерь и ущербов, а также предельные (нормативные) уровни рисков;

• выбор способов и определение средств для сокращения и удержания рисков;

• диверсификацию рисков;

• ситуационный контроль, сравнение с нормативным уровнем, проведение ме­роприятий по разрешению рисков, их корректировку с учетом складывающейся ситуации;

• покрытие ущербов и ликвидацию других негативных по­следствий проявления рисков;

• накопление и обработку информации о рисковых ситуациях и последствиях проявления рис­ков, выработку рекомендаций для учета полученного опыта в будущем.