Выделяется шесть главных типов информационных систем.

Рассмотрим определенные категории систем, обслуживающих каждый организационный уровень и их значение в организации. Табл. 8.1 показывает определенные типы информационных систем, которые соответствуют каждому организационному уровню. Организация имеет исполнительные системы поддержки выполнения - Executive Support Systems (ESS) на стратегическом уровне; управляющие информационные системы - Management Information Systems (MIS); системы поддержки принятия решений - Decision Support Systems (DSS) на управленческом уровне; системы знания - Knowledge Work System (KWS); системы автоматизации делопроизводства - Office Automation Systems (OAS) на уровне знаний; системы диалоговой обработки запросов - Transaction Processing Systems (TPS) на эксплуатационном уровне. Таким образом, типичные системы в организациях служат для того, чтобы помочь служащим или менеджерам на каждом уровне - в функциях продажи и маркетинга, производства, финансов, бухгалтерского учета и человеческих ресурсов.

Таблица 8.1. Шесть главных типов информационных систем, необходимых для четырех уровней организации

Типы систем
Системы стратегического уровня
Исполнительные системы (ESS) 5-летнее предсказание продаж 5-летнее оперативное планирование 5-летнее предсказание бюджета Планирование прибыли Планирование личного состава
Системы управленческого уровня
Управляющие информационные системы (MIS) Управление сбытом Контроль инвентаря Ежегодный бюджет Анализ капиталовложения Анализ перемещений
Системы поддерж-ки принятия реше-ний (DSS) Коммерческий анализ региона Планирование производства Анализ затрат Анализ рента-бельности Анализ стоимостей контрактов
Системы уровня знания
Системы работы знания (KWS) АРМы проектировщика Графические рабочие станции Управленческие рабочие станции
Системы автома-тизации делопроиз-водства (OAS) Текстовые редакторы Создание изображений Электронные календари
Системы эксплуатационного уровня
Системы диалоговой обработки запросов (TPS)   Машинная обработка Торговля ценными бумагами Платежные ведомости Вознаграждения
  Отслеживание приказов Планирование деятельности предприятий   Платежи Обучение. и развитие
  Отслеживание процессов Перемещение материалов Регулирование денежных операций Дебиторская задолженность Хранение отчетов служащих
  Продажа и маркетинг Производство Финансы Бухгалтерия Людские ресурсы
                       

Таблица 8.2. Характеристики процессов информационных систем

Типы систем Информационные вводы Обработка Информационные выводы Пользователи
ESS Совокупные данные: внешние, внутренние Графика; моделирование; интерактивность Проекции; реакции на запросы Старшие менеджеры
DSS Слабоформализованые данные; аналитические модели Моделирование; анализ; интерактивность Специальные доклады; анализ решений; реакция на запросы Профессионалы; управляющие персоналом
MIS Итоговые операционные данные; данные большого объема; простые модели Обычные доклады; простые модели; простейший анализ Резюме и возражения Средние менеджеры
KWS Технические данные проекта; база знаний Моделирование; проигрывание Модели; графика Профессионалы; технический персонал
OAS Документы; расписания Документы управления; планирование; связь Документы; графики; почта Служащие
TPS Транзакции; результаты Сортировка; список; слияние; модифицирование Детальные доклады; списки; резюме Оперативный персонал; управляющие

Таблица 8.2 демонстрирует особенности шести типов информационных систем. Каждая система может иметь компоненты, которые используются разными организационными уровнями или одновременно несколькими. Секретарь может находить информацию относительно MIS, средний менеджер может нуждаться в данных анализа из TPS.

Внутри каждого из этих уровней принятия решений исследователи классифицируют решения как структурированные и неструктурированные. Неструктурированные решения - те, в которых принимающий решение должен обеспечить суждение, оценку и проникновение в прикладную область. Каждое из этих решений оригинально, важно, не имеет аналогов или разработанной методики для их принятия. Структурированные решения, наоборот, являются повторяемыми и обычными и имеют определенную процедуру для их принятия, чтобы они не рассматривались каждый раз, как новые. Некоторые решения слабоструктурованны; в таких случаях только часть проблемы имеет четкий ответ, обеспеченный в соответствии с принятой процедурой.

Объединение этих двух перспектив принятия решений создает сетку, показанную на рис. 8.3. Эксплуатационный персонал управления довольно хорошо решает структурированные проблемы. Стратегические планировщики занимаются совсем не структурированными проблемами. Многие из проблем, с которыми сталкиваются работники знания, также довольно неструктурированны. Однако каждый уровень организации содержит и структурированные, и неструктурированные проблемы.