Плач Иеремии

Название и форма изложения книги.В еврейских рукописях и печатных изданиях Библии эта книга носит название «Эха» — «как», по первому слову, которым начинаются три из пяти находящихся в ней песней. Но, по свидетельству Вавилонского Талмуда (трактат Бава Батра 15а), эта книга еще в древности имела и другое название — «Кинот» (мн.ч. от слова элегии), «плачевные песни», заимствованное из ее содержания. Такое же название она имеет в переводе 70-ти — плачи, плачевные песни, в Вульгате — в славяно-русской Библии — «Плач». К этому названию в переводах обычно прибавляется слово «Иеремии» и этим в самом заглавии указывается на происхождение книги от пророка Иеремии. В соответствии с этим книга «Плач» помещается в переводе 70-ти, славянской и русской Библии — непосредственно за книгой пророка Иеремии.

Пять плачевных песней, составляющие пять глав обозреваемой книги, за исключением последней, написаны алфавитным стихосложением или акростихом, т.е. так, что начальные буквы стихов дают 22-х буквенный еврейский алфавит в его обычном порядке букв. Пятая песнь не является алфавитным акростихом, но связана с еврейским алфавитом, поскольку она содержит 22 стиха, по числу букв еврейского алфавита.

Содержание книги.Все пять песен имеют своим предметом одно и то же бедствие — катастрофу Иудеи и Иерусалима в 586 г. до Р.Х. и обусловленное этим бедствием состояние иудейской столицы и страны. Но при этом каждая из этих пяти песен имеет свой особый характер.

Первая песнь оплакивает бедственное состояние Иерусалима, прежде многолюдного и величественного, а теперь обезглавленного и превращенного в данника.

Вторая песнь более подробно изображает катастрофу Иерусалима. Укрепления его разрушены, чертоги в развалинах. На улицах лежат убитые юноши и старики.

Третья песнь изложена от лица автора, который описывает свои собственные бедствия: темницу, оковы, поругание от своего же народа и представляет своим бедствующим соотечественникам пример терпеливого перенесения страданий.

В четвертой песне оплакивается окончательное разрушение Иерусалима и еще раз отмечается, что причиной этого были грехи иудеев и их духовных руководителей — лжепророков и нечестивых священников, проливающих невинную кровь праведников.

В пятой песне наглядно изображаются последствия опустошения Иерусалима. Гора Сион обезлюдела, по ней бродят лисицы. Оставшиеся в живых иудеи терпят голод и жажду, под страхом смерти от меча в пустыне добывают себе пропитание.

Автор и время написания книги.Содержание книги свидетельствует о том, что ее элегии написаны автором под живыми впечатлениями только что совершившейся катастрофы. Иудейское и христианское предание, как уже было отмечено при объяснении названия книги, считает автором этих песней пророка Иеремию, и это предание находит некоторое научное подтверждение. Согласно 2-й книге Паралипоменон (35:25), пророк Иеремия составил песнь плача о царе Иосии, погибшем в сражении с фараоном Нехао при Мегиддо в 609 г. Такие песни плача обычно составлялись в стихотворной форме. Тяжело переживавший катастрофу 586 г., страдавший внешне и внутренне, пророк Иеремия вполне мог явиться создателем песней плача и об опустошенном Иерусалиме. Из книги Иеремии мы знаем, что после разрушения Иерусалима и храма в 11-й год Седекии (586 г.) пророк не был отведен в плен, но до своего удаления в Египет по убиении вавилонского наместника Годолии, оставался в опустошенной Иудее и в это время он мог написать элегии, вошедшие в эту книгу.

 

Экзегетический разбор:

– 4:3: Чудовищав данном случае – шакалы.

Стала жестока,т.е. в силу необходимости должна быть жестока. Жители Иерусалима не то что не хотели, - они не имели возможности кормить своих детей.

Страусы.Одна из особенностей заключается в отношении страуса к своему потомству. В то время как аист нежен к своим детям, почему и называется «хасида» - «благочестивым», страус жесток. Он оставляет свои яйца на произвол судьбы, нисколько не тревожась тем, что они могут быть раздавлены и пожраны животными. Но это природное неразумение страуса, грозящее его потомству гибелью, устраняется тем, что сама пустыня, - жаркий песок, согревает его яйца и выводит детей. Труд его не остается напрасным.