Ветхозаветный профетизм до пророков-писателей

Ветхозаветное пророчество (называемое «набизмом», от евр. «наби» – пророк; или «профетизмом», от греч. «профитис»), как возвещение воли Божией, начинается с появлением человека на земле, и пророками, в широком значении этого слова, могут быть названы все ветхозаветные патриархи, получавшие откровения от Бога, начиная с Адама (ср. Быт. 20:7; 1 Пар. 16:22; Пс. 104:15). В древнейшие времена патриарх – глава семейства, был как бы посредником между Богом и людьми; он получал откровения от Бога, учил семейство вере и приносил жертвы, совмещал в себе обязанности правителя, священника и пророка. Со времени Моисея и Синайского законодательства эти обязанности были строго разграничены: священническое служение предоставлено исключительно членам колена Левиина, а звание пророка, как особенного служителя, призванного на высокое служение Самим Богом, резко отделилось от других званий. Поэтому в собственном или узком смысле пророческое служение началось со времени Моисея и Синайского законодательства, а непрерывное служение пророков – со времени Самуила.

Всех ветхозаветных пророков по способу их деятельности можно разделить на две группы:

(а) пророков-проповедников, или «неписьменных пророков», известных нам только по именам и отрывкам их речей, сохраненных другими священными писателями, и

(б) пророков-писателей, именами которых надписаны ветхозаветные пророческие книги, а их непрерывное служение относится к VIII-V вв. до Р.Х.

Моисей был первым пророком в собственном или узком смысле этого слова (Втор. 34:10; Ос. 12:13), носителем пророческого дара Святого Духа (ср. Чис. 11:25). Его сестра Мариам называется пророчицей (Исх. 15:20), но о проявлении ее профетического дара в Пятикнижии не говорится.

Из эпохи судей, в которую «слово Господне было редко, видения не часты» (Суд. 3:1), по имени известна только пророчица Дебора, возможно потому, что она была судьей Израиля (Суд. 4:4); немногие другие небиим-пророки остались анонимными: в Суд. 2:1 слл. и 6:6 слл. упоминаются два безымянных вестника воли Божией, обличавшие идолослужение израильтян, а в 1 Цар. 2:27-36 – «человек Божий, предвозвестивший отвержение Богом дома первосвященника Илия за нечестие его сыновей — священников, бывших соблазном для всего народа Яхве.

Конец эпохи судей и время первых царей (11-10 вв. до Р.Х.) ознаменовались особым проявлением пророчества в лице Самуила, Давида, Гада и Нафана. Самуил, призванный быть пророком в отроческом возрасте, подтвердил предсказанное «человеком Божиим» отвержение всего дома Илия, первосвященника и судьи, и явился орудием Божественного промышления во время реформы правления в Израиле (1 Цар. 8-12). Библейское предание изображает Самуила как первого после Моисея великого пророка, признаваемого всем Израилем «от Дана до Вирсавии» (1 Цар. 3:20). В деле защиты монотеистической религии Завета ему помогал сонм «пророческих сынов» - (1 Цар. 10:5 слл.; 19:18 слл.).

Давид, как пророк, известен, главным образом, своими мессианскими пророческими псалмами (Мф. 22:4З; Деян. 2:30; Евр. 11:32.), а Гад и Нафан были его советниками. Гад, «прозорливец Давида», посоветовал изгнаннику-Давиду возвратиться из Моава в Иудею, возвестил ему наказание за горделивое предприятие (военную перепись), указал место будущего храма и помогал в организации левитов для богослужения (1 Цар. 22:5; 2 Цар. 24:11 слл., 18 слл.;. 2 Цар. 29:25.). Нафан, также как и Гад, чуждый всякого пресмыкательства перед царем, трижды вмешивался в жизнь Давида: запретил ему строительство храма, как пролившему много крови в войнах; возвестил пожизненные бедствия в наказание за грехопадение, а также предсказал вечность его рода, ибо из него произойдет Мессия (2 Цар. 7 = 1 Цар. 17; 22:8-10; 2 Цар. 12). Именно в рассматриваемое время, за тысячу лет до Р.X., из пророчества Нафана, возвещенного Давиду по поводу его намерения построить храм (2 Цар. 7), и затем из пророческих псалмов Давида впервые стала известна великая мессианская идея о происхождении Мессии-Христа из рода Давидова и о спасении через Него потомков Иакова и языческих народов — идея, которая далее будет подробнее развиваться другими пророками, особенно Исаией.

Период разделенной монархии, продолжавшийся более двухсот лет (от смерти Соломона до падения северного царства 931-722 гг.) также был временем особенно активной деятельности пророков. Весь этот период действовал институт пророков-проповедников, воздвигаемых Богом, которые как бы контролировали жизнь библейского народа, а также деятельность самих царей, – большинство которых были нечестивыми, с точки зрения монотеистической религии Завета – и направляли ее согласно требованиям этой религии. В исторических книгах (3-4 Цар. и 2 Пар.), описывающих этот период, упоминаются по имени 15 пророков-проповедников и несколько пророков анонимных. К концу периода разделенной монархии относится начало непрерывного служения пророков-писателей.

Первыми пророками проповедниками рассматриваемой эпохи, современниками разделения монархии и первых царей разделенных царств, были Ахия из Силома, один анонимный пророк и Иоиль в Израиле, Самей и Аддо в Иудее. Из них Ахия Силомлянин (3 Цар. 11:29-39; 14:4-18) известен как пророк, предвозвестивший разделение царства Соломонова за слишком земную политику и религиозную неверность этого царя, а также предсказавший отвержение Иеровоаму, первому царю северного царства, за введение им запрещенных Законом изображений Яхве (см. Исх. 20:2-4) в виде тельцов и жертвенников пред ними в Дане и Вефиле, разрушение которых тогда же предвозвестит «человек Божий», пришедший из Иудеи (3 Цар. 13); Иоиль-прозорливец (2 Пар. 9:29), также выступавший против Иеровоама, известен тем, что записывал свои «видения». В это же время в Иудее Самей пророк (3 Цар. 12:21-24 = 2 Пар. 11:2-4; 2 Пар. 12:1-15) предотвратил гражданскую войну с Израилем, разъяснив царю Ровоаму и народу, что отпадение от дома Давида десяти колен произошло по воле Божией; он же предотвратил полное разорение Иерусалима фараоном Сусакимом, так как иудеи раскаялись пред Господом по призыву Самея. Его современник Аддо (2 Пар. 12:15; 13:22) был летописцем событий при Ровоаме и его преемнике Авии.

Преемниками первых пророков рассматриваемого периода были следующие пророки, проходившие служение до Илии и Елисея: Азария и Ананий, оба пророчествовавшие в Иудее при царе Асе, и израильский пророк Ииуй, современник Ваасы, царя израильского Азария, сын Одеда, (2 Пар. 15:1-15, 19) своим напоминанием о благах, обещанных за соблюдение Завета, и о страшных карах за нарушение его, побудил Асу, царя иудейского, и весь народ к торжественному возобновлению Завета, следствием чего был продолжительный мир в Иудее. Ананий прозорливец (2 Пар. 16:1-10) в конце царствования Асы обличил этого царя в маловерии, ибо он, больше чем на Господа, возложил надежду на сирийского царя, с которым заключит союз против Ваасы, царь израильский Ииуй (3 Цар. 16:1-7, 12), сын Ананий, израильский пророк, возвестил об отвержении дома Ваасы, царя израильского, за приверженность «греху Иеровоама», т.е. за поддержку культа тельцов.

В наступивший затем т.н. «золотой век» ветхозаветного профетизма, обнимающий время от Илии до падения северного царства (722 г.) и начала вавилонского плена (586 г. до Р.Х.), Господь через Своих провозвестников-пророков явил Себя Богом не только одного народа Завета, но и Богом языческих народов, Владыкой всего мира. В этот период пророчествовали великие израильские пророки-проповедники и их современники: Илия Фесвитянин (3 Цар. 17-21; 4 Цар. 1-2) – при Ахаве и Охозии, двух царях израильских, выступал против культа Ваала и религиозного синкретизма этих нечестивых царей и израильтян, и проповедовал так называемый «этический монотеизм», заповеданный религией Завета. При жизни Илии в Израиле выступали еще три пророка-проповедника: анонимный пророк (3 Цар. 20:13-14:22-28), предсказавший Ахаву две победы над вторгшимся врагом – арамеянами; один «из сынов пророческих» (3 Цар. 20:35-43) с помощью символического действия возвестивший о бедствиях израильтян и смерти Ахава как следствия ошибочной политики этого царя в арамейских войнах; Михей, сын Немалая (3 Цар. 22:8-28 = 2 Пар. 18:7-28), обличавший Ахава и предсказавший ему смерть в сражении за Рамоф Галаадский.

В Иудее в это же время пророчествовали: Иозиил (2 Пар. 20:1, 14-17), вдохновивший царя Иосафата и народ на успешную борьбу против ополчившихся врагов – моавитян, аммонитян и маонитян; Елиезер, возвестивший неудачу предприятия царя Иосафата, в союзе с нечестивым Охозией, царем израильским, построившим, – по примеру Соломона, – корабли в Ецион-Гавере, на Красном море.

Елисей (4 Пар. 2-13) – преемник и продолжатель дела Илии в Израиле, имевший много учеников, был современником четырех царей израильских – Иорама, Ииуя, Иоахаза и Иоаса, правивший почти девяносто лет. Деятельность великих пророков Илии и Елисея, особенно подробно описанная в Ветхом Завете (в так наз. «Циклах Илии и Елисея»: 3 Цар.17 – 4 Цар. 13), сопровождалась многочисленными чудесами и предвозвещениями, которые исполнялись в свое время.

После Илии и Елисея проходили служение последние пророки-проповедники рассматриваемого периода: Захария, сын священника Иодая (2 Пар. 24:20-22), обличивший Иоаса, царя иудейского, и народ иудейский, отступивших от Господа, убитый в притворе Иерусалимского храма, по приказанию царя; два анонимных пророка – современника Амасии, царя иудейского: (а) «человек Божий», давший совет Амасии распустить наемное войско израильтян (2 Пар. 25:5-13), и больше надеяться на Господа в борьбе с идумеянами и (б) «пророк», обличивший этого царя за поклонение плененным богам идумеян (2 Пар. 25:14-18); Захария (2 Пар. 26:5), современник и советник Озии, царя иудейского; израильский пророк Одед (2 Пар. 27:9-11), современник Факея, предпоследнего царя израильского, побудивший израильтян отпустить двести тысяч пленных иудеев.

Некоторые из перечисленных выше пророков-проповедников, например, Нафан, Гад, Ахия, Иоиль, Самей и Аддо, были летописцами современных им событий священной истории; их записи сохранялись, вносились в летописи разделенных царств и позднее были использованы при составлении книг Царств и Паралипоменон (См. 2 Пар. 9:29; 12:15, 13:22 и др.). В цветущий период ветхозаветного пророчества, при Самуиле и особенно при Илии и Елисее, в Израиле существовали так называемые пророческие школы, руководимые пророками: при Самуиле – в Раме Вениаминовой, родном городе этого пророка; при Илии и Елисее – в издревле священных местах: в Вефиле, Галгале и Иерихоне (См.: 1 Цар. 10:5-10; 19:18-21; 4 Цар. 2:3-7, 15-18; 4:38-44; 6:1-7; 9:1-10.). Ученики пророческих школ, называемые «пророческими сынами», т.е. учениками, также как и их учители-пророки, были приверженцами древних традиций богооткровенной религии: жили они общинами, несомненно, изучали священное предание и письменность, «пророческую» музыку и пение, упражнялись в делах веры и благочестия. Пророческие сыны были помощниками пророков в борьбе с политеизмом, в поддержании монотеизма и вообще истинной религии Завета. Особая заслуга общин пророческих учеников в сохранении, передаче и записывании устных преданий (в том числе о пророках), которые при их посредстве стали достоянием ветхозаветных священных книг. Иногда они сподоблялись вдохновения от Бога, как это видно из истории встречи Саула и его слуг с сонмом пророческих сынов (1 Цар. 10:10; 19:20), а также из тех мест Священного Писания, где они представлены действующими по вдохновению свыше (3 Цар. 20:35-43). Возможно, что некоторые из малых пророков-писателей были призваны Богом из числа учеников пророческих школ, но вообще школьное приготовление не имело для пророческих учеников значения призвания к пророческому служению. Это право принадлежало исключительно одному Богу; только Он избирал, призывал и делал избранных мужей пророками.

Последние пророки-проповедники (Захария и Одед) были современниками Амоса и Осии, первых пророков писателей, проходивших служение в израильском (десятиколенном) царстве в VIII веке до Р.Х. при Иеровоаме II (793-753). В это же время, согласно 4 Цар. 14:25 (ср. Ион. 1:1), пророчествовал Иона, сын Амасии, предсказавший Иеровоаму восстановление древних границ царства. Служение пророков-писателей, именами которых надписаны ветхозаветные пророческие книги, продолжалось по V в. до Р.Х.

Весь период ветхозаветного профетизма от Моисея до Малахии, последнего пророка, следовательно, продолжался около 1000 лет (XIV-XV вв.), период непрерывного служения пророков, считая от Самуила — 700 лет (XI-V вв.), а время деятельности пророков-писателей — более 400 лет (VIII-V вв.).

Ветхозаветные пророки играли очень важную роль в религиозной жизни богоизбранного народа. Они боролись за сохранение верности народа истинной религии Яхве и в то же время являлись особо избранными орудиями для развития Божественного Откровения. В многосторонней деятельности каждый пророк сделал свой особенный вклад в структуру религиозного учения. Эти вклады, взаимно дополняющие друг друга, утверждали доминирующие идеи ветхозаветного богословия: этический монотеизм и мессианизм.