Организационное обеспечение реализации комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований

Тема 11. Организация реализации комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований

1. Организационное обеспечение реализации комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований

2. Финансовое обеспечение реализации комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований

 

Принятие комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования не должно означать завершение процесса стратегического планирования. Чтобы повысить вероятность достижения поставленных целей, необходимы следующие мероприятия:

¾ создание органов управления, ответственных за реализацию комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования;

¾ встраивание процесса реализации комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования в текущую управленческую практику;

¾ подготовка муниципальных кадров в области стратегического управления;

¾ обеспечение широкого общественного участия в реализации комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования;

¾ мониторинг достижения плановых значений показателей и эффективности реализации комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования в целом.

В настоящее время наблюдается диспропорция между организационным обеспечением процессов разработки и реализации комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования. Для реализации комплексной программы необходимо, прежде всего, выстроить организационную структуру.

На этапе разработки комплексной программы создается множество структур: рабочие группы, тематические комиссии, общественные советы и т.д. К разработке комплексной программы привлекаются представители науки: местных университетов, научно- исследовательских институтов, а нередко и профильных организаций российского уровня, например Институт экономики города.

Этап реализации комплексной программы социально- экономического развития муниципального образования, как правило, ведется силами только самой администрации, зачастую даже без структурного обособления данного вида деятельности.

На практике существуют различные варианты организационного обеспечения реализации комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования:

1) наделение необходимыми функциями одного из существующих подразделений администрации - как правило, это департамент либо управление экономического развития;

2) создание специального подразделения администрации муниципального образования с наделением его необходимыми функциями стратегического управления социально- экономического развитием муниципального образования;

3) создание периодически функционирующих административных структур, а также организации, осуществляющей научное обеспечение разработки и реализации планово-прогнозных документов социально- экономического развития муниципального образования.

Первый вариант является инерционным и по существу сводит на нет идею стратегического управления, поскольку существующие подразделения администраций перегружены текущей работой.

Второй вариант в целом создает условия для ориентации части муниципальных служащих на стратегические задачи. Недостатком данного варианта является фактическое отделение стратегической деятельности от текущих вопросов, в результате чего и сами служащие искусственно делятся на «стратегов» и «нестратегов». Из того, что программно- ориентированные подразделения существуют нарядус остальными, получается, что стратегическое планирование оторвано от задач муниципального управления. При сохранении такой структуры выходом из положения является тесное взаимодействие «стратегов» со всеми структурными подразделениями, оказание им методической помощи в деле реализации стратегических целей.

Третий вариант предполагает, что реализацией комплексной программы занимаются периодически функционирующие структуры: коллегии, рабочие группы, комиссии. Преимущество данного подхода состоит в том, что, во-первых, эти структуры по некоторым своим полномочиям стоят «над» остальными подразделениями, а во-вторых, в них входят те же самые представители подразделений, занимающихся текущей деятельностью.

Вне зависимости от характера структур, обеспечивающих реализацию программы, администрации муниципального образования приходится решать вопрос об обеспечении взаимосвязи между решением стратегических целей и задач социально-экономического развития муниципального образования и текущей деятельностью.

Эти два вида деятельности по своей природе существенно отличаются друг от друга. Стратегическое управление «работает с будущим», внедряя рискованные инновации и решая проблемы, которые еще не возникли. Текущая же работа направлена на поддержание устойчивого функционирования аппарата. Смысл реализации комплексной программы и состоит в том, чтобы встроить инновации в повседневную практику, поэтому стратегическое управление нельзя рассматривать в отрыве от оперативного решения вопросов.