Исторический (историко-географический) подход к комплексному анализу информации муниципального образования
Комплексный анализ информации любой административно- территориальной единицы, как правило, проводится с применением двух наиболее действенных методологических подходов: исторического, или историко- географического и структурно-функционального.
Исторический (историко-географический) подход позволяет разработчикам программы понять историческую логику, внутреннюю закономерность зарождения, становления и развития муниципального образования в данной географической точке, выделить движущие силы и источники, определяющие пространственные, структурные, демографические сдвиги, качественные изменения исторической миссии муниципального образования в различные периоды времени. Изучение этих аспектов развития муниципального образования позволяет с определенной достоверностью провести экстраполяцию отдельных процессов жизненного цикла муниципального образования на будущие периоды.
Историко-географический анализ необходимо начинать с общей характеристики муниципального образования. Указать год образования, географическое расположение, размер занимаемой территории, количество и плотность проживающего населения, природно-климатические условия, разведанные запасы природных ископаемых, перечень населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования.
Практическим итогом историко-географического анализа является формирование подраздела «Анализ внутренних закономерностей развития муниципального образования» раздела «Стартовые условия и оценка исходной социально-экономической ситуации» концепции социально-экономического развития муниципального образования.
Разработчики комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований при проведении историко-географического анализа муниципального образования чаще всего используют язык историко-художественной литературы, язык образов, основанный на исторических аналогах, позволяющий местному сообществу осознать свою значимость в составе исторически сложившегося многонационального народа России, ответственного перед предками за ее настоящую судьбу и перед потомками - за ее судьбу в будущем.
Поэтому критерием формы изложения, содержания данного раздела является один, основной критерий - гарантия понимания местным сообществом ответственности за выбранные стратегические цели и приоритеты развития своей малой Родины в составе единого государства с тысячелетней историей - России.
5. Структурно-функциональный анализ социально-экономического положения муниципального образования
При проведении структурно-функционального анализа социально-экономического развития муниципального образования изучается:
¾ динамика развития ведущих секторов экономики муниципального образования за последние 3 - 5 лет (выявляются градообразующие хозяйствующие субъекты, группы хозяйствующих субъектов, объединенные общими производственно-технологическими цепочками, и формирующиеся вокруг них кластеры; определяются «узкие места» и «точки роста» муниципальной экономики). Под «точкой роста» понимается крупный экономический (хозяйствующий) субъект или отрасль, вид деятельности, основной характеристикой которой является не только способность «вносить вклад», но и трансформировать экономику муниципального образования;
¾ уровень развития малого и среднего бизнеса, причины, его сдерживающие;
¾ обеспеченность реального сектора экономики, социальной сферы, рыночной инфраструктуры специалистами высшего и среднего звена управления, а также кадрами основных рабочих профессий;
¾ инвестиционная активность в муниципальном образовании, оценивается его инвестиционный потенциал, инвестиции в жилье, инфраструктуру, основной капитал предприятий;
¾ научно-инновационная деятельность и ее потенциал;
¾ состояние финансово-бюджетной сферы, налоговый потенциал муниципального образования, финансовое положение градообразующих и градообслуживающих предприятий;
¾ состояние социальной и инженерной инфраструктуры в муниципальном образовании, ее соответствие региональным нормам или социальным стандартам;
¾ уровень жизни и социальной защиты населения муниципального образования;
¾ состояние потребительского рынка;
¾ уровень безработицы и эффективность мер, направленных на ее сокращение;
¾ состояние экологии;
¾ состояние общественной безопасности.
Для удобства дальнейшей работы все информационные и аналитические материалы целесообразно свести в три основных блока:
Первый. Современный облик муниципального образования, паспорт муниципального образования - это информационная модель муниципального образования на дату начала планирования, содержащая:
¾ основные индикаторы развития экономики муниципального образования в целом;
¾ основные индикаторы развития отдельных поселений, кластеров и отраслей экономики муниципального образования;
¾ основные индикаторы состояния рынка труда, рынка финансов и потребительского рынка;
¾ основные индикаторы развития социальной сферы муниципального образования;
¾ сравнительные (относительно иных муниципальных образований) характеристики недостатков и преимуществ муниципального образования.
Второй. Внутренняя среда муниципального образования - информационно-аналитический блок, содержащий:
¾ аналитические материалы, касающиеся внутренних противоречий и условий, их порождающих, в экономическом и социальном секторах муниципального образования, а также оценку возможного позитивного или негативного влияния выявленных противоречий в плановый период;
¾ аналитические материалы, касающиеся внутренних потенциальных и действующих ресурсов (финансовых, трудовых, природных, культурных, рекреационных и т.д.), которые могут быть вовлечены в развитие муниципального образования.
Для муниципальных районов, имеющих в своем составе сельские и городские поселения, необходимо дополнительно дать информационно- аналитические материалы, касающиеся внутренних противоречий и потенциальных возможностей района, обусловленных их многоуровневой структурой.
Третий. Внешняя среда муниципального образования - информационно-аналитический блок, содержащий:
¾ аналитические материалы, касающиеся внешних политических, экономических и социальных тенденций, которые могут оказать на развитие муниципального образования позитивные или негативные воздействия;
¾ аналитические материалы, касающиеся внешних потенциальных и действующих ресурсов, которые могут быть вовлечены в развитие муниципального образования.
Данный анализ является логическим завершением первого этапа предплановых работ, так как позволяет наиболее полно систематизировать данные о потенциале развития экономики и социальной сферы в муниципальном образовании, дает адекватное представление о территории и возможностях решения проблем территории за счет внутренних резервов.