Тема 4. Формирование и анализ информационной базы муниципального образования

Содержание организационно-подготовительного этапа формирования комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования

Содержание комплексной программы социально- экономического развития муниципального образования

Комплексная программа социально- экономического развития муниципального образования включает в себя концепцию, стратегический (при необходимости), долгосрочный, среднесрочный и годовой планы социально-экономи­ческого развития муниципального образования, план основных шагов по реализации плановых решений и алгоритм актуализации планов.

Состав Комплексной программы социально-экономического развития муниципального района, городского округа представлен на рис. 3.

Состав Комплексной программы социально-экономического развития городского, сельского поселения представлен на рис. 4.

Концепция развития муниципального образования - документ, содержащий систему взглядов, определяющих долгосрочную (на десять и более лет) политику деятельности органов представи­тельной и исполнительной власти по обеспечению конкурентос­пособности в различных областях и сферах экономической и со­циальной жизни муниципального образования, согласованную с ин­тересами бизнес-сообщества, населения муниципального образо­вания и стратегическими приоритетами субъекта Российской Фе­дерации, на территории которого оно находятся.

1. Разрабатывается один раз на срок действия стратегии субъекта РФ при непосредственном участии представителей всех субъектов планирования и управления муниципального образования. 2. Основные положения концепции согласовываются с исполнительными органами государственной власти субъекта РФ и утверждаются представительным органом муниципального образования. 3. Актуализируется при кардинальном изменении внутренней и внешней среды или после достижения намеченных концепцией целей. 4. Разрабатывается одновременно со стратегией социально-экономического развития региона  
1. Разрабатывается на 10 лет. 2. Согласовывается с исполнительными органами государственной власти субъекта РФ и утверждается представительными органами муниципального образования. 3. Актуализируется по мере реализации локальных целей, задач, программ. 4. Разрабатывается на следующий период за два года до завершения исполняемой программы.  
1. Разрабатывается на срок 5 лет. 2. Согласовывается с исполнительно-распорядительными органами субъекта РФ и утверждается представительными органами муниципального образования. 3. Актуализируется по мере реализации локальных целей, задач, программ. 4. Разрабатывается на следующий период за два года до завершения исполняемой программы.  
1. Разрабатывается на один бюджетный год в разрезе показателей паспорта муниципального образования. 2. Утверждается одновременно с бюджетом представительными органами муниципального образования. 3. Актуализируется по мере реализации локальных целей, задач, программ, изменения размеров и источников финансирования, внешних и внутренних факторов воздействия.  
1. Осуществляется в соответствии с утвержденным планом муниципальными работниками. 2. Осуществляется периодически исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации. 3. Осуществляется постоянно общественностью. 4. Обобщается и реализуется постоянно действующим экономическим подразделением.  
Стратегический план развития муниципального образования  
Концепция развития муниципального образования  
Долгосрочный план развития муниципального образования  
Среднесрочный план социально-экономического развития муниципального образования  
Годовой план социально- экономического развития муниципального образования
Мониторинг и актуализация планов развития муниципального образования  

Рис.3. Состав Комплексной программы социально-экономического развития муниципального района, городского округа

1.Разрабатывается на срок 5 лет. 2. Согласовывается с исполнительно-распорядительными органами муниципального района и утверждается представительным органом муниципального образования. 3. Актуализируется по мере реализации локальных целей, задач, программ. 4. Разрабатывается на следующий период за один год до завершения планового периода.  
1. Разрабатывается на один бюджетный год в разрезе показателей паспорта муниципального образования. 2. Утверждается одновременно с бюджетом представительным органом муниципального образования. 3. Актуализируется по мере реализации локальных целей, задач, программ, изменения размеров и источников финансирования, внешних и внутренних факторов воздействия.  
Приоритетные направления развития поселения  
Среднесрочный план социально- экономического развития муниципального образования  
Годовой план социально- экономического развития муниципального образования  
Мониторинг и актуализация планов развития муниципального образования  
1. Осуществляется в соответствии с утвержденным планом муниципальными работниками. 2. Осуществляется периодически исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации. 3. Осуществляется постоянно общественностью.  

Рис.4. Состав Комплексной программы социально-экономического развития городского, сельского поселения

Различают четыре вида планов, являющихся взаимо­связанными разделами комплексных программ социально-эконо­мического развития муниципальных образований.

Стратегический план социально-экономического развития му­ниципального района, городского округа - краткий планово-прогнозный документ на срок не менее десяти лет.

Долгосрочный план - плановый документ, имеющий горизонт планирования социально-экономических процессов развития му­ниципальных образований не менее десяти лет.

Среднесрочный план - плановый документ, имеющий гори­зонт планирования социально-экономических процессов разви­тия муниципальных образований не менее пяти лет.

Краткосрочный (текущий, годовой) план - плановый доку­мент, совпадающий по срокам с бюджетным годом.

Построе­ние комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований предполагает формирование конеч­ного документа не по методу построения «башни», когда на мас­сивное основание (долгосрочный план) надстраиваются следую­щие конструкции (среднесрочный и текущий планы) в виде отде­льных документов. Все это сделало бы документ громоздким и не­удобным для практической реализации. Более практичным является метод «матрешки», в котором стратегические цели и задачи представляются в виде системы долгосрочных, долгосрочные - в виде системы среднесрочных, а среднесрочные - как система текущих (локальных) целей и задач. В этом случае индикаторы плановых разделов сводятся в одну или несколько таблиц, а планы мероприятий по выполне­нию долгосрочных целей включают в себя мероприятия сред­несрочного характера и первоочередные мероприятия, обеспе­чивающие одновременно реализацию и долгосрочного и сред­несрочного и текущего (годового) плана и т.д.

Двухуровневая система местного самоуправления (городской округ, муниципальный район и городские, сельские поселения) предопределяет два типа комплексных программ.

Для городских ок­ругов и муниципальных районов комплексная программа включает в себя концепцию, стратегический (при необходимости), долго­срочный, среднесрочный, текущий планы, а для муниципаль­ных районов – еще и приоритетные направления развития входя­щих в них поселений.

Так как задачи формирования приоритетов развития городских и сельских поселений на долгосроч­ный период должны решаться одновременно с задачами форми­рования приоритетов развития муниципальных районов в рам­ках концепций их социально-экономического развития, комп­лексная программа поселений может не содержать раздела дол­госрочного планирования. Однако это не означает, что долго­срочное планирование не присутствует в качестве составного элемента планирования социально-экономического развития для этих типов муниципальных образований. Долгосрочные приоритеты развития поселе­ний более целесообразно формировать во время разработки ком­плексных программ развития муниципальных районов. При этом соблюдение принципов планирования социально-экономического развития требует непосредственного участия местного самоуправления поселений в разработке и утверждении данных разделов программ социаль­но- экономического развития муниципальных районов.

Вся работа по формированию комплексной программы социаль­но- экономического развития муниципального образования пред­полагает выполнение трех последовательно реализуемых этапов: организационно- подготовительного, прогнозно-аналитического и, собственно, этапа планирования.

В общем виде принципиальная схема формирования комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования при­ве­дена на рисунке 5.

I этап – организационно-подготовительный  
  II этап – прогнозно-аналитический  
Разработка концепции муниципального образования  
Формирование и анализ информационной базы  
Разработка стратегического плана муниципального образования  
  III этап - плановый    
Формирование долгосрочного плана муниципального образования  
Формирование среднесрочного плана муниципального образования
Формирование годовых планов муниципального образования  
Формирование годовых планов муниципального образования  
Формирование годовых планов муниципального образования  

Рис 5. Принципиальная схема формирования комплексной про­граммы социально-экономического развития муниципального об­разования

Каждый из этапов формирования комплексных программ социаль­но-экономического развития муниципальных образований предпола­гает выполнение разработчиками ряда последовательных действий и алгоритмов работы, обеспечивающих методологическое единство всех этапов социаль­но-экономического планирования.

Инициаторами разработки комплексных программ социально- экономического развития муниципальных образований могут вы­ступать как депутаты, так и глава муниципального образования, которые должны обосновывать необходимость разработки про­граммы и вынести на рассмотрение органов представительной власти проект решения по данному вопросу.

Основанием для начала разработки программы и планов со­циально-экономического развития муниципального образо­вания должно являться только решение его представительно­го органа власти. Это вытекает из самой природы местного са­моуправления. Только местное сообщество само или через своих представителей - депутатов вправе решать, изменять ей текущий ход жизни муниципального образования или развиваться по инер­ционному пути. Это принципиальное положение, так как комплексная программа социально-экономического развития муниципального образования - это не только и не столько программа действий исполнительных орга­нов местного самоуправления (их персональный состав, планы, фор­мы и методы работы могут меняться).

Решение о разработке комплексных программ социально- экономического развития принимают:

- на уровне городского округа и муниципального района, город­ского и сельского поселения с численностью жителей, обладаю­щих избирательным правом, более 100 человек - представитель­ные органы местного самоуправления;

- на уровне сельских поселений с численностью жителей, обла­дающих избирательным правом, менее 100 жителей - сходы граж­дан.

Данное условие диктуется рядом существенных факторов. Во- первых, именно представительные органы определяют в бюджете муниципального образования размеры и источники финансирова­ния предплановых и плановых работ.

Во-вторых, комплексные программы социально-экономическо­го развития муниципального образования в соответствие с дейс­твующим законодательством также должны быть утверждены, а концепция перед вынесением на обсуждение бизнес-сообщества и гражданского сообщества муниципального образования одобре­на и рекомендована к обсуждению опять же представительными органами муниципальных образований.

В-третьих, одним из источников финансирования плановых ме­роприятий является бюджет, который также ежегодно утверждается представительным органом муниципального образования.

Помимо самого решения о разработке программы, представи­тельный орган муниципального образования должен сформулиро­вать постановки задач, установить сроки плановых периодов, сро­ки реализации отдельных этапов и работы над программой в це­лом, а также определить размеры и источники финансирования работ.

Исходя из принятого представительным органом муниципаль­ного образования решения, главой муниципального образова­ния принимается постановление о начале работ над комплекс­ной программой социально- экономического развития.

В постановлении, принимаемом главой муниципального образова­ния, долж­но быть определено следующее:

¾ состав коллектива разработчиков комплексной программы со­циально-экономического развития муниципального образова­ния;

¾ подразделение администрации муниципального образования, ответственное за формирование сводного итогового документа и представление его главе муниципального образования;

¾ сроки вынесения программы и отдельных ее частей (страте­гии, планов) на рассмотрение органа представительной власти;

¾ статьи бюджета и внебюджетные источники, из которых будут финансироваться плановые работы;

¾ размеры и порядок финансирования работ.

Для учета интересов и возможностей различных групп населения, координации действий власти и местного сообщества в состав кол­лектива разработчиков, помимо сотрудников администрации муни­ципального образования, должны быть включены представители научной сферы, местного бизнес-сообщества, социальной сферы, жи­телей муниципального образования и т.д. К работе могут быть также привлечены сторонние эксперты. Из состава членов рабочей группы и экспертов целесообразно составить временные творческие коллек­тивы (ВТК) для разработки конкретных разделов, подразделов комп­лексной программы.

Постановление также должно содержать в виде отдельного при­ложения уточненные цели планирования, постановки задач раз­работчикам, уточненные сроки их реализации, сроки завершения этапов плановых работ и результаты работы.

Календарный план работы, который составляется коллективом разработчиков совместно с работниками экономических подраз­делений муниципального образования и утверждается главой му­ниципального образования, должен содержать этапы, виды, сроки работ, ответственных за соблюдение этапов и сроков работ, формы и периодичность контроля хода работы. Примерная форма календарного графика работы над комплексной программой социально-экономического развития приведена в Приложении 1.

В связи с тем, что комплексная программа социально-эконо­мического развития является основополагающим документом не только для органов власти, но и для всего местного сообщества, главой муниципального образования должно быть также издано распоряжение, в котором:

¾ регламентируются формы участия различных сообществ, граждан в обсуждении целей, задач программы, стратегических при­оритетов развития муниципального образования на плановый период;

¾ определяется периодичность и формы информирования населения о ходе и итогах плановых работ;

¾ определяются формы обсуждения гражданским сообществом проекта программы социально-экономического развития перед внесе­нием его в орган представительной власти.

1. Последовательность работ прогнозно-аналитического этапа по формированию комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований

2. Источники информации о фактическом состоянии социально- экономического развития муниципаль­ного образования

3. Паспорт муниципального образования

4. Исторический (историко-географический) подход к комплексному анализу информации муниципального образования

5. Структурно-функциональный анализ социально-эко­но­мического положения муниципального образования

6. Формирование SWOT-анализа муниципального образования