Тема 4. Формирование и анализ информационной базы муниципального образования
Содержание организационно-подготовительного этапа формирования комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования
Содержание комплексной программы социально- экономического развития муниципального образования
Комплексная программа социально- экономического развития муниципального образования включает в себя концепцию, стратегический (при необходимости), долгосрочный, среднесрочный и годовой планы социально-экономического развития муниципального образования, план основных шагов по реализации плановых решений и алгоритм актуализации планов.
Состав Комплексной программы социально-экономического развития муниципального района, городского округа представлен на рис. 3.
Состав Комплексной программы социально-экономического развития городского, сельского поселения представлен на рис. 4.
Концепция развития муниципального образования - документ, содержащий систему взглядов, определяющих долгосрочную (на десять и более лет) политику деятельности органов представительной и исполнительной власти по обеспечению конкурентоспособности в различных областях и сферах экономической и социальной жизни муниципального образования, согласованную с интересами бизнес-сообщества, населения муниципального образования и стратегическими приоритетами субъекта Российской Федерации, на территории которого оно находятся.
1. Разрабатывается один раз на срок действия стратегии субъекта РФ при непосредственном участии представителей всех субъектов планирования и управления муниципального образования. 2. Основные положения концепции согласовываются с исполнительными органами государственной власти субъекта РФ и утверждаются представительным органом муниципального образования. 3. Актуализируется при кардинальном изменении внутренней и внешней среды или после достижения намеченных концепцией целей. 4. Разрабатывается одновременно со стратегией социально-экономического развития региона |
1. Разрабатывается на 10 лет. 2. Согласовывается с исполнительными органами государственной власти субъекта РФ и утверждается представительными органами муниципального образования. 3. Актуализируется по мере реализации локальных целей, задач, программ. 4. Разрабатывается на следующий период за два года до завершения исполняемой программы. |
1. Разрабатывается на срок 5 лет. 2. Согласовывается с исполнительно-распорядительными органами субъекта РФ и утверждается представительными органами муниципального образования. 3. Актуализируется по мере реализации локальных целей, задач, программ. 4. Разрабатывается на следующий период за два года до завершения исполняемой программы. |
1. Разрабатывается на один бюджетный год в разрезе показателей паспорта муниципального образования. 2. Утверждается одновременно с бюджетом представительными органами муниципального образования. 3. Актуализируется по мере реализации локальных целей, задач, программ, изменения размеров и источников финансирования, внешних и внутренних факторов воздействия. |
1. Осуществляется в соответствии с утвержденным планом муниципальными работниками. 2. Осуществляется периодически исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации. 3. Осуществляется постоянно общественностью. 4. Обобщается и реализуется постоянно действующим экономическим подразделением. |
Стратегический план развития муниципального образования |
Концепция развития муниципального образования |
Долгосрочный план развития муниципального образования |
Среднесрочный план социально-экономического развития муниципального образования |
Годовой план социально- экономического развития муниципального образования |
Мониторинг и актуализация планов развития муниципального образования |
Рис.3. Состав Комплексной программы социально-экономического развития муниципального района, городского округа
1.Разрабатывается на срок 5 лет. 2. Согласовывается с исполнительно-распорядительными органами муниципального района и утверждается представительным органом муниципального образования. 3. Актуализируется по мере реализации локальных целей, задач, программ. 4. Разрабатывается на следующий период за один год до завершения планового периода. |
1. Разрабатывается на один бюджетный год в разрезе показателей паспорта муниципального образования. 2. Утверждается одновременно с бюджетом представительным органом муниципального образования. 3. Актуализируется по мере реализации локальных целей, задач, программ, изменения размеров и источников финансирования, внешних и внутренних факторов воздействия. |
Приоритетные направления развития поселения |
Среднесрочный план социально- экономического развития муниципального образования |
Годовой план социально- экономического развития муниципального образования |
Мониторинг и актуализация планов развития муниципального образования |
1. Осуществляется в соответствии с утвержденным планом муниципальными работниками. 2. Осуществляется периодически исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации. 3. Осуществляется постоянно общественностью. |
Рис.4. Состав Комплексной программы социально-экономического развития городского, сельского поселения
Различают четыре вида планов, являющихся взаимосвязанными разделами комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований.
Стратегический план социально-экономического развития муниципального района, городского округа - краткий планово-прогнозный документ на срок не менее десяти лет.
Долгосрочный план - плановый документ, имеющий горизонт планирования социально-экономических процессов развития муниципальных образований не менее десяти лет.
Среднесрочный план - плановый документ, имеющий горизонт планирования социально-экономических процессов развития муниципальных образований не менее пяти лет.
Краткосрочный (текущий, годовой) план - плановый документ, совпадающий по срокам с бюджетным годом.
Построение комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований предполагает формирование конечного документа не по методу построения «башни», когда на массивное основание (долгосрочный план) надстраиваются следующие конструкции (среднесрочный и текущий планы) в виде отдельных документов. Все это сделало бы документ громоздким и неудобным для практической реализации. Более практичным является метод «матрешки», в котором стратегические цели и задачи представляются в виде системы долгосрочных, долгосрочные - в виде системы среднесрочных, а среднесрочные - как система текущих (локальных) целей и задач. В этом случае индикаторы плановых разделов сводятся в одну или несколько таблиц, а планы мероприятий по выполнению долгосрочных целей включают в себя мероприятия среднесрочного характера и первоочередные мероприятия, обеспечивающие одновременно реализацию и долгосрочного и среднесрочного и текущего (годового) плана и т.д.
Двухуровневая система местного самоуправления (городской округ, муниципальный район и городские, сельские поселения) предопределяет два типа комплексных программ.
Для городских округов и муниципальных районов комплексная программа включает в себя концепцию, стратегический (при необходимости), долгосрочный, среднесрочный, текущий планы, а для муниципальных районов – еще и приоритетные направления развития входящих в них поселений.
Так как задачи формирования приоритетов развития городских и сельских поселений на долгосрочный период должны решаться одновременно с задачами формирования приоритетов развития муниципальных районов в рамках концепций их социально-экономического развития, комплексная программа поселений может не содержать раздела долгосрочного планирования. Однако это не означает, что долгосрочное планирование не присутствует в качестве составного элемента планирования социально-экономического развития для этих типов муниципальных образований. Долгосрочные приоритеты развития поселений более целесообразно формировать во время разработки комплексных программ развития муниципальных районов. При этом соблюдение принципов планирования социально-экономического развития требует непосредственного участия местного самоуправления поселений в разработке и утверждении данных разделов программ социально- экономического развития муниципальных районов.
Вся работа по формированию комплексной программы социально- экономического развития муниципального образования предполагает выполнение трех последовательно реализуемых этапов: организационно- подготовительного, прогнозно-аналитического и, собственно, этапа планирования.
В общем виде принципиальная схема формирования комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования приведена на рисунке 5.
I этап – организационно-подготовительный |
II этап – прогнозно-аналитический |
Разработка концепции муниципального образования |
Формирование и анализ информационной базы |
Разработка стратегического плана муниципального образования |
III этап - плановый |
Формирование долгосрочного плана муниципального образования |
Формирование среднесрочного плана муниципального образования |
Формирование годовых планов муниципального образования |
Формирование годовых планов муниципального образования |
Формирование годовых планов муниципального образования |
Рис 5. Принципиальная схема формирования комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования
Каждый из этапов формирования комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований предполагает выполнение разработчиками ряда последовательных действий и алгоритмов работы, обеспечивающих методологическое единство всех этапов социально-экономического планирования.
Инициаторами разработки комплексных программ социально- экономического развития муниципальных образований могут выступать как депутаты, так и глава муниципального образования, которые должны обосновывать необходимость разработки программы и вынести на рассмотрение органов представительной власти проект решения по данному вопросу.
Основанием для начала разработки программы и планов социально-экономического развития муниципального образования должно являться только решение его представительного органа власти. Это вытекает из самой природы местного самоуправления. Только местное сообщество само или через своих представителей - депутатов вправе решать, изменять ей текущий ход жизни муниципального образования или развиваться по инерционному пути. Это принципиальное положение, так как комплексная программа социально-экономического развития муниципального образования - это не только и не столько программа действий исполнительных органов местного самоуправления (их персональный состав, планы, формы и методы работы могут меняться).
Решение о разработке комплексных программ социально- экономического развития принимают:
- на уровне городского округа и муниципального района, городского и сельского поселения с численностью жителей, обладающих избирательным правом, более 100 человек - представительные органы местного самоуправления;
- на уровне сельских поселений с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 жителей - сходы граждан.
Данное условие диктуется рядом существенных факторов. Во- первых, именно представительные органы определяют в бюджете муниципального образования размеры и источники финансирования предплановых и плановых работ.
Во-вторых, комплексные программы социально-экономического развития муниципального образования в соответствие с действующим законодательством также должны быть утверждены, а концепция перед вынесением на обсуждение бизнес-сообщества и гражданского сообщества муниципального образования одобрена и рекомендована к обсуждению опять же представительными органами муниципальных образований.
В-третьих, одним из источников финансирования плановых мероприятий является бюджет, который также ежегодно утверждается представительным органом муниципального образования.
Помимо самого решения о разработке программы, представительный орган муниципального образования должен сформулировать постановки задач, установить сроки плановых периодов, сроки реализации отдельных этапов и работы над программой в целом, а также определить размеры и источники финансирования работ.
Исходя из принятого представительным органом муниципального образования решения, главой муниципального образования принимается постановление о начале работ над комплексной программой социально- экономического развития.
В постановлении, принимаемом главой муниципального образования, должно быть определено следующее:
¾ состав коллектива разработчиков комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования;
¾ подразделение администрации муниципального образования, ответственное за формирование сводного итогового документа и представление его главе муниципального образования;
¾ сроки вынесения программы и отдельных ее частей (стратегии, планов) на рассмотрение органа представительной власти;
¾ статьи бюджета и внебюджетные источники, из которых будут финансироваться плановые работы;
¾ размеры и порядок финансирования работ.
Для учета интересов и возможностей различных групп населения, координации действий власти и местного сообщества в состав коллектива разработчиков, помимо сотрудников администрации муниципального образования, должны быть включены представители научной сферы, местного бизнес-сообщества, социальной сферы, жителей муниципального образования и т.д. К работе могут быть также привлечены сторонние эксперты. Из состава членов рабочей группы и экспертов целесообразно составить временные творческие коллективы (ВТК) для разработки конкретных разделов, подразделов комплексной программы.
Постановление также должно содержать в виде отдельного приложения уточненные цели планирования, постановки задач разработчикам, уточненные сроки их реализации, сроки завершения этапов плановых работ и результаты работы.
Календарный план работы, который составляется коллективом разработчиков совместно с работниками экономических подразделений муниципального образования и утверждается главой муниципального образования, должен содержать этапы, виды, сроки работ, ответственных за соблюдение этапов и сроков работ, формы и периодичность контроля хода работы. Примерная форма календарного графика работы над комплексной программой социально-экономического развития приведена в Приложении 1.
В связи с тем, что комплексная программа социально-экономического развития является основополагающим документом не только для органов власти, но и для всего местного сообщества, главой муниципального образования должно быть также издано распоряжение, в котором:
¾ регламентируются формы участия различных сообществ, граждан в обсуждении целей, задач программы, стратегических приоритетов развития муниципального образования на плановый период;
¾ определяется периодичность и формы информирования населения о ходе и итогах плановых работ;
¾ определяются формы обсуждения гражданским сообществом проекта программы социально-экономического развития перед внесением его в орган представительной власти.
1. Последовательность работ прогнозно-аналитического этапа по формированию комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований
2. Источники информации о фактическом состоянии социально- экономического развития муниципального образования
3. Паспорт муниципального образования
4. Исторический (историко-географический) подход к комплексному анализу информации муниципального образования
5. Структурно-функциональный анализ социально-экономического положения муниципального образования
6. Формирование SWOT-анализа муниципального образования