Характеристика управляющих информационных систем
§ MIS поддерживают структурированные и слабоструктурированные решения на эксплуатационном и управленческом уровне. Они полезны для планирования штата главных менеджеров.
§ MIS ориентированы для отчетов и контроля. Они разработаны, чтобы помогать обеспечивать текущий учет действий.
§ MIS полагаются на существующие общие данные и потоки данных.
§ MIS имеют немного аналитических возможностей.
§ MIS помогают в принятии решений, используя прошлые и настоящие данные.
§ MIS относительно негибки.
§ MIS имеют скорее внутреннюю, чем внешнюю ориентацию.
§ Информационные требования известны и устойчивы.
§ MIS часто требуют длинного анализа и проектирования процесса.
MIS обычно обслуживают менеджеров, заинтересованных в еженедельных, ежемесячных и ежегодных результатах. Эти системы вообще негибки и имеют немного аналитических возможностей. Большинство MIS используют простую установившуюся практику типа резюме и сравнения в противоположность сложным математическим моделям или статистическим методам.
Системы поддержки принятия решений (DSS)
В 70-е годы ряд компаний начал развивать информационные системы, которые совершенно отличались от традиционных MIS-систем. Эти новые системы были меньшими, интерактивными и были разработаны с целью помочь конечным пользователям использовать данные и модели, чтобы решать слабоструктурированные и неструктурированные проблемы. В 80-е годы эти системы были использованы для групп и целых организаций.
Мы уже касались систем поддержки принятия решений, но, учитывая их особую важность для менеджеров, рассмотрим еще раз более подробно.
Что такое системы поддержки принятия решений?
Эти системы названы системами поддержки принятия решений (DSS). Как мы отмечали ранее, системы поддержки принятия решений (DSS) помогают принятию решений управления, объединяя данные, сложные аналитические модели и удобное для пользователя программное обеспечение в единую мощную систему, которая может поддерживать слабоструктурированное или неструктурированное принятие решений. DSS находятся под управлением пользователя от начала до реализации и используются ежедневно. На рис. 8.5 показана принципиальная схема DSS.
Рис. 8.5. Принципиальная схема DSS
DSS как философия
Основная концепция DSS - дать пользователям инструментальные средства, необходимые для анализа важных блоков данных, используя легкоуправляемые сложные модели гибким способом. DSS разработаны, чтобы предоставить возможности, а не просто, чтобы ответить на информационные потребности.
DSS специализированы по специфическим решениям или классам решений типа маршрутизации, формирования очередей, оценки и т д.
Таблица 8.3 показывает различия между DSS и MIS. В основной концепции DSS обещают конечному пользователю управление данными и инструментальными средствами. MIS до сих пор в значительной степени во власти профессионалов: пользователи получают информацию из профессионального штата аналитиков, проектировщиков и программистов. MIS ориентируются на структурные информационные потоки средних менеджеров. DSS ориентированы на главных управляющих и средних менеджеров, на изменения, гибкость и быструю реакцию. В DSS имеется меньшее количество возможностей, чтобы связать пользователей со структурными информационными потоками, и соответственно больший акцент делается на моделях, предположениях и показе графики. Как DSS, так и MIS полагаются на профессиональный анализ и проектирование. Однако в то время, как MIS обычно следуют за традиционной методологией развития систем, ставя информационные требования перед проектированием и работой, системы DSS сознательно итерационные, никогда не заморожены и в этом смысле никогда не закончены.
Таблица 8.3. Различия между DSS и MIS
Сфера применения | DSS | MIS |
Философия | Обеспечивают объединенные инструментальные средства, данные, модели и язык пользователям | Обеспечивают структурную информацию конечным пользователям |
Системный анализ | Используют инструментальные средства в процессе решения | Выделяют информационные требования |
Проект | Итеративный процесс | Поставляют систему, основанную на утвержденных требованиях |
Характеристики DSS: что означает поддерживать решения
Имеется существенное различие между структурированными, неструктурированными и частично структурированными решениями. Структурированные проблемы повторяемы и обычны, для них обеспечивают решения известные алгоритмы. Неструктурированные проблемы оригинальны и необычны, для них не имеется никаких алгоритмов для решения: каждый находит свой ответ. Частично структурированные проблемы находятся между структурированными и неструктурированными проблемами. DSS разработаны, чтобы поддержать слабоструктурированный и неструктурированный прикладной анализ.
Принятие решений включает четыре стадии: распознавание, проект, выбор и реализация. DSS предназначены, чтобы помогать проектировать, оценивать альтернативы и контролировать процесс реализации.
Хорошо разработанные DSS могут использоваться на многих уровнях организации. Главные менеджеры могут использовать финансовые DSS, чтобы предсказать пригодность общих фондов для инвестиции отделением. Средние менеджеры внутри отделов могут использовать эти ' оценки и ту же самую систему и данные, чтобы принять решения относительно распределения фондов отделения по проектам. Руководители проекта внутри отделов могут по очереди использовать эту систему, чтобы начать свои проекты, регулярно сообщая системе (и в конечном счете старшим менеджерам), сколько денег было потрачено.
Ошибочно думать, что решения принимаются в больших организациях только отдельными личностями. Фактически большинство решений принимается коллективно. В большой организации принятие решений по существу групповой процесс, и DSS могут быть разработаны, чтобы облегчить принятие решений группой.