Характеристика целей. Требования, предъявляемые к разработке целей

Определение и характеристика основных элементов миссии предприятия.

Миссия - главное предназначение организации, смысл ее существования. Миссия обеспечивает гармонию взаимодействия орг-ции с внешней средой, отражает взгляды высшего руководства на долгосрочное развитие фирмы, позиции в отношении разных социальных групп, обеспечивает ее рекламу, описывая как орг-ция собирается выполнять свои обещания перед клиентами. Миссия является основой принятия основных плановых решений — постановка целей и задач, выбора стратегий в области производства товаров и услуг, завоевание рынков, внедрения новых технологий, обеспечения устойчивости, конкурентоспособности, прибыльности, экономического роста, распределения ресурсов, ориентации текущей деятельности с учетом внутренних и внешних условий. Миссия помогает менеджерам среднего звена сформулировать свои цели и задачи и увязывать действия с развитием компании в целом. Миссия объединяет и сплачивает членов организации. Миссия формируется и оттачивается годами и редко меняется. На ее формулировку влияют исторические традиции фирмы, ее отличительные особенности, потенциал, конкурентные преимущества, внешняя ситуация, мнения заинтересованных лиц, взгляды высшего руководства. При изменении ситуации, круга потребителей и проч. миссия должна корректироваться. В целом миссия пытается ответить на вопросы: Что мы делаем и чем отличаемся от тех, кто делает то же самое? Какую пользу получает наш потребитель? Что обеспечивает наш бизнес? Кто наш потребитель и чего он ожидает от нас?

Цели, рассмотренные по уровню: миссия, генеральная цель, общеорганизационные и специфические цели. Миссия отражает предназначение орг-ции, смысл ее существования. Миссия обеспечивает гармонию взаимодействия организации с внешней средой, отражает взгляды высшего руководства на долгосрочное развитие фирмы, позиции в отношении разных социальных групп, обеспечивает ее рекламу, описывая то, как организация собирается выполнять свои обещания перед клиентами. Миссия является основой принятия основных плановых решений — постановка целей и задач, выбора стратегий в области производства товаров и услуг, завоевание рынков, внедрения новых технологий, обеспечения устойчивости, конкурентоспособности, прибыльности, экономического роста, распределения ресурсов, ориентации текущей деятельности с учетом внутренних и внешних условий. Миссия объединяет и сплачивает членов организации. Ее отличительные особенности, потенциал, конкурентные преимущества, внешняя ситуация, мнения заинтересованных лиц, взгляды высшего руководства. С учетом миссии формулируются генеральная и конкретные цели организации — общие и специфические. Генеральная цель орг-ции - в получении прибыли (сверхприбыли). Общие (стратегические) цели отражают важнейшие направления деятельности организации, связанные с реализацией миссии и достижением главной цели. Специфические цели отражают состояние основных организационных подсистем и основываются на стратегических. Они разрабатываются в каждом подразделении и определяют основные направления его деятельности в свете реализации общих целей. Они охватывают средние и краткосрочный периоды и выражаются в количественных показателях (планы). Специфические цели бывают операционными (отдельного работника) и оперативными (подразделения). В зависимости от особенностей орг-ции процесс целеполагания – определение миссии и целей. 1.Централизовано - обеспечивается единая ориентация всех целей в рамках организации. 2.Децентрализация осуществляется 2 путями: сверху вниз как конкретизация на низовых уровнях целей, определенных наверху; как обобщение верхними уровнями целей, выработанных нижестоящими структурами. В организации складывается определенная система целей, в рамках которой цели упорядочены и сбалансированы. Цели могут обусловливать друг друга, образуя своего рода «дерево»: цели высшего уровня более важные и широкие по масштабам и времени существования, чем цели низового уровня. К целям предъявляются следующие основные требования - должны быть четко сформулированными, конкретными и измеримыми, выражаться по возможности не только качественно, но и количественно. Цели должны соответствовать условиям деятельности организации, учитывать ее реальные возможности. Цели должны формулироваться людьми уравновешенными, которые могли бы выбрать из максимума желательного реально достижимое. Это позволит целям быть действительными ориентирами и стимулами к действию. Цели должны быть гибкими, способными к трансформации и корректировке в соответствии с меняющимися условиями, в противном случае организация рано или поздно попадет в тупик. Люди должны признавать цели в качестве своих личных, что порождает заинтересованность в их реализации. Условием этого являются известность, понятность, близость целей большинству членов организации. Цели должны быть проверяемыми. Цели должны образовывать единую систему: быть совместимыми во времени и пространстве, взаимно поддерживать друг друга, не ориентировать членов организации на противоречивые действия (Лебедь, Рак да Щука).