Шпага и плащ

Шпага и кинжал

Шпага и дага

Копье и алебарда

Основные действия: стойки, передвижения, уколы и удары, защи­ты — изучаются в одношеренговом построении. Сцена боя на этом виде оружия требует еще большей площади для одной пары, чем в бою на двуручных мечах. Опасность для соседних бойцов представ­ляют удары, которые выполняются нижним концом оружия. Перед тем как нанести поражение, конец оружия идет по очень большой дуге. Следует тщательно отработать бытовые действия этим оружи­ем, тем более что они часто применялись в эпоху Средневековья.

На обучение сценическому фехтованию дано не более 70 часов, и полностью изучить технику фехтования на двойном оружии не­возможно. Фехтование на шпаге с дагой значительно превосходит по сложности все то, что было освоено в школе сценического боя. Попеременные действия, одновременное нападение двумя видами оружия сразу, защиты, перемещения, уклонения и подскоки осваи­ваются в относительно медленном темпе.

Обилие приемов и большое поражаемое пространство тела (от го­ловы до ступней) ставит фехтование шпагой и дагой на первое место по степени сложности: оно мужественно, эффектно и в результате производит впечатление подлинной схватки.

Бой на шпаге с кинжалом следует изучать непосредственно после изучения боя на кинжалах, но в этом случае он будет в левой руке. Если действия с кинжалом освоены ранее, то, несмотря на обученность вести бой только правой рукой, левая довольно быстро осваи­вает технику уже известных приемов. Это позволяет фехтмейстеру за шесть часов занятий обучить приемам боя на шпаге с кинжалом и даже поставить большую сцену на этом виде оружия.

С точки зрения техники боя целесообразно изучать небольшие фехтовальные фразы, наиболее типичные для этого вида оружия. Кинжал уже известен, данный материал только что изучен, а при­емы шпагой и боевая стойка были тщательно отработаны в школе сценического боя.

Захват плащом и метание его в противника являются приемами, удобными для финалов фехтовальных сцен. При хорошей технике фехтующих эти приемы могут быть включены и в середину ком­позиции. Следует заметить, что метания плаща требуют довольно большой практики, так как в случае ошибки при выполнении этого приема сцена будет испорчена. Средством защиты служат, главным образом, перемещения и уклонения.

Технически это довольно сложный материал, он требует време­ни на отработку точных движений с тканью, что усложняется еще и тем, что активизировать надо левую руку. Защитные действия ле­вой рукой применяются только тогда, когда она обмотана в плащ. Это вполне реальная защита. Освобожденная от защит шпага может быть нацелена на выполнение приемов нападения. По внешнему ри­сунку этот бой похож на бой с кинжалом.

Изучением этой разновидности фехтования следует заниматься после изучения техники боя на шпаге с кинжалом. Необходимо дать некоторое время на повторение техники ношения и обращения с пла­щом, обматывания руки плащом, сбрасывания его с плеча и руки. Кроме того, нужно уделить время на упражнения в меткости бро­сания. На изучение этого материала не следует затрачивать более четырех часов.