Ответные атаки и защиты от них
Защиты
Удары
Уколы
Перед тем как начать обучение уколам, надо тщательно отработать технику выпада. Выполнение укола во взаимодействии с партнером может отвлечь от техники, качество выпада снизится или вообще исказится. После освоения техники выпада следует перейти к показу укола, то есть полного вытягивания правой руки.
Надо точно, по команде преподавателя, направить острие в тело противника и суметь остановить клинок, не доводя его до реального укола. Укол выполняется по команде «Коли!». Перед командой обязательно указывается место, в которое укол должен быть направлен.
Важным движением при выполнении ударов является замах. Замахи должны быть укрупненными и сопровождаться отклонением корпуса. Для зрителя они наиболее эффектны. Замах хорошо просматривается и предупреждает партнера о том, куда будет произведено нападение. При замахе клинок и предплечье должны составлять одну прямую линию, идущую от локтя. При нанесении удара, за счет разгибания руки в локтевом суставе, клинок должен остановиться на некотором расстоянии от головы или бока.
Если при замахе кисть расслабить, клинок может опуститься за головой, а это опасно для тех, кто находится на сцене в непосредственной близости к фехтующим. Совершенно недопустимы уколы и удары мимо тела и головы партнера, поскольку они могут травмировать не партнера, а тех, кто находится справа или слева от него. Особенно они опасны в массовых сценах.
Защиты должны браться в момент, когда противник наносит укол или удар. Нельзя реагировать защитными действиями на показы уколов и замахи. Техника защит должна быть абсолютно точной.
Защита — активное действие, клинок движется навстречу оружию противника, но в конечной точке должен быть остановлен. Опережение при выполнении защит сразу создает сценическую неправду, так как зритель не понимает, почему и зачем нападающий бьет по уже закрытой части тела. Защиты в этом учебнике даны в порядке их нумерации, принятой в современном фехтовании, но учить их следует в такой последовательности: вторая, пятая, шестая, первая, третья и четвертая.
Круговые защиты надо изучать в следующем порядке: четвертая, вторая, третья. При составлении фехтовальных фраз не следует злоупотреблять круговыми защитами. Не следует брать эти защиты в массовых фехтовальных сценах, потому что они имеют большой размах и опасны, а зритель в массовом бою все равно не увидит приемов, выполняемых отдельными бойцами.
Изучение круговых защит труднее простых, однако эти защиты эффектнее и в индивидуальном бою они предпочтительнее. Изучение защит надо вести на невысокой скорости, постепенно осваивая верную технику перехода в положение защиты из боевой стойки и из защиты в защиту.
Чрезвычайно важно сочетать защиты с передвижениями. Надо выучиться брать защиты из положений уколов и ударов. В упражнениях возможны самые разнообразные сочетания. Крайне необходимо уметь защищаться, возвращаясь с выпада в стойку. Тренировке защит следует уделять больше внимания и времени, чем действиям нападения.
Действия этого типа можно изучать и тренировать только в парных построениях и на фехтовальных фразах в два темпа. (В такой фразе будет одна атака с соответствующей защитой и одна ответная атака, также с соответствующей защитой.) Защиты от ответных атак, так же как и сами атаки, вытекают из логики построения фразы.