Защиты от завязываний

Общие методические указания к выполнению завязываний

После выполненного завязывания или «обволакивания» нападать можно не только уколами, но и ударами. В зависимости от положения клинков это могут быть и круговые удары. Естественно, что следует изучать защиты от этих приемов, применяя те, которые наиболее вы­годны при данном приеме.

Всценическом фехтовании применяются три вида защит от завя­зываний: отходом, силой и уступающие.

Защиты отходом заключается в том, что обороняющийся отсту­пает и как бы вытягивает свой клинок из опасного захвата. Защиты силой и уступающие выполняются с достаточно сложной техникой. Защиты силой применяются в самом начале завязывания, выполня­емого противником, а уступающие — когда противник уже почти успел выполнить завязывание.

Часто уступающая защита выполняется с одновременным отхо­дом назад. Это приводит к окончанию схватки, поскольку противни­ки окажутся вне соединения. Выбор того или иного способа защиты без применения оружия зависит от задачи, которую ставит перед со­бой постановщик боя.

Защиты силой менее интересны, так как клинки упираются друг вдруга, обороняющийся отходит на дальнюю дистанцию — и таким образом, завязывания не происходит. При уступающих защитах, на­против, весь прием завязывания удается выполнить, защита берется без движения назад, создавая тем самым удобную и выгодную пози­цию для продолжения фехтовальной фразы.

Однако техника исполнения этих приемов сложна, она требует высокой подготовленности, поскольку опоздание может привести к травме атакуемого.

Упражнение № 94. Защита силой от полукругового завязывания из четвертого соединения во второе

Построение: парное. Исходное положение: средняя дистанция в четвертом соединении.

Техника исполнения. Когда противник подводит клинок средней частью, следует резко подтянуть свой локоть возможно ближе к кор­пусу, приподнять острие шпаги выше головы, почти вертикально, принимая положение низкой четвертой защиты. Следует, нажимая на рукоять большим пальцем, оказать силовое сопротивление про­тивнику. Шпага партнера будет вынуждена остановиться.

Примечание: исполнители хорошо ощущают взаимодействие клинков, од­нако зрителю эти действия почти не видны. Есть смысл применять силовые приемы в сценах только в моменты сближенной дистанции.

 

Упражнение № 95. Защита силой от кругового завязывания

Построение: парное. Исходное положение: четвертое соедине­ние.

Техника исполнения. В момент, когда противник, вытягивая руку, подводит среднюю часть своего клинка к слабой части защища­ющегося, партнер должен быстро вытянуть руку вперед, с силой противопоставить середину своего клинка клинку нападающего и, развернув кисть в нужную сторону, принять положение защиты, как правило, третьей или четвертой.

 

 

Упражнение № 96. «Уступающая» защита от кругового завязы­вания из шестого соединения или третьей защиты

Построение и дистанция те же, что в предыдущем упражнении. Исходное положение: шестое соединение.

Техника исполнения. Ощутив начало завязывания, следует, со­храняя руку в шестой позиции, раскрепостить кисть руки и дать возможность партнеру выполнить прием до момента, когда после обволакивания и отжима вправо, он начнет движение на укол в пра­вое плечо.

Быстро повернув кисть ладонью вниз, принять положение тре­тьей защиты, оказывая сопротивление сжатием пальцев и кисти. Для удачной защиты не надо отрывать свое оружие от клинка парт­нера, которому это тоже нужно, потому что помогает выполнять завязывание.

Момент взятия защиты должен быть выбран очень точно, дей­ствия должны быть быстрыми, так как даже небольшое запаздыва­ние грозит уколом в правое плечо.

Примечание. Пальцы должны крепко держать оружие, чтобы оно не бы­ло выбито из руки. Подобный вариант грозит не только уколом, но и прова­лом сцены, поскольку обезоруживание иногда происходит непроизвольно. Всякая случайность создает неловкость на сцене, а потеря оружия, если она не предусмотрена сценарием боя, недопустима.

 

Упражнение № 97. Уступающая защита от полукругового завя­зывания из четвертого соединения

Построение и дистанция те же, что в предыдущем упражнении.

Техника исполнения. На атаку партнера полукруговым завязыва­нием из четвертого во второе следует действовать так же, как в пре­дыдущем упражнении, то есть крепко держать шпагу и сохранять острие в четвертой позиции.

Только тогда, когда противник начнет движение вперед на укол, следует из шестого соединения, куда на проходном движении попа­дет оружие защищающегося, приподняв локоть и кисть с оружием, перевести их через клинок противника и принять положение низкой четвертой защиты.

Перенос руки и шпаги должен выполняться очень точно, и в тот момент, когда партнер, полностью закончив завязывание, начнет движение вперед на укол.

Примечание. Приемы уступающих защит — эффектные действия, но тре­буют высокой техники для их применения. С точки зрения характеристики образа — это показатель высокого фехтовального мастерства. Такие приемы характерны на колющей шпаге, они типичны для конца XVII столетия и более поздних периодов.

Глава XII УКЛОНЕНИЯ

 

Под этим названием подразумеваются действия корпусом, при которых можно было бы быстро уклониться от атаки партнера. Как правило, эти движения выполняются вправо и влево, иногда назад. Основной технический признак — это умение, оставляя одну ногу на боевой линии, другой отходить в одно из указанных выше на­правлений. Уход ногой в сторону или назад повлечет соответству­ющее движение корпуса.

Уклонения с вытягиванием руки вперед создают серию опасных для сцены приемов контрнападения. Эти приемы в спортивном фех­товании объединены названием «действия в контртемп».

В сценическом фехтовании, где встречается сценическое подо­бие подлинных приемов, уклонения являются средством защиты, а движения шпаги вперед, создающие опасность для партнера, в них отсутствуют. Настоящие уколы и удары «а темпо» категорически за­прещены в сценическом исполнении.

Только высококвалифицированные мастера сценического боя имеют право на некоторые приемы подобного типа. Исполнять их можно только тем, кто совершенно уверен в правильном сценичес­ком, а значит, безопасном выполнении такого приема.

Поскольку даже в историческом бою на шпагах подобные при­емы имели место только в определенные моменты, в сценических условиях вместо вытягивания руки к партнеру, заменяют его соот­ветствующей по ситуации защитой. В этом случае прием становится безопасным для обоих противников, хотя внешне выглядит правдо­подобно и исторически достоверно.

В сценическом фехтовании приняты три способа уклонений. Они выполняются при атаках прямым уколом или уколом с переводом, а именно:

— уклонение левой ногой вправо, совмещенной с первой или чет­вертой защитой (подобие «инквартатто»);

— уклонение левой ногой влево, совмещенное со второй или тре­тьей защитой шпагой (подобие «карточчо»);

— уклонение правой ногой назад, совмещенной со второй защитой.

 

Упражнение № 98. Уклонение левой ногой вправо с четвертой защитой

Построение: парное. Исходное положение: боевая стойка в чет­вертом соединении с партнером.

Техника исполнения. В момент, когда противник наносит прямой укол в живот или из шестой позиции переводом, следует, принимая рукой положение четвертой защиты, перенести левую ногу вправо на расстояние 50-70 см от боевой линии, одновременно передавая на эту ногу тяжесть тела. В момент исполнения этого сложного движе­ния рука со шпагой берет защиту, отводя клинок противника с не­сколько меньшей амплитудой, чем при обычной защите.

При уклонении достаточно только придержать шпагу противни­ка — ее острие пройдет мимо, так как тело обороняющегося отодвинет­ся вправо. В момент этого приема рука немного вытягивается вперед, выводя острие чуть влево. Делается это для того чтобы рисунок поло­жения тела возможно ближе походил на настоящее боевое уклонение с действием «а темпо», то есть «инквартатто». В этом случае, если фраза не заканчивается на приеме, защищающийся немедленно возвращается левой ногой на боевую линию и продолжает бой.

 

Упражнение № 99. Уклонение левой ногой влево со второй или третьей защитой

Исходное положение: то же, что в упражнении № 98.

Техника исполнения. Когда противник наносит прямой укол в шес­том соединении или укол с переводом из четвертого соединения, следует, принимая рукой положение второй или третьей защиты, пе­ренести левую ногу на 60-80 см левее боевой линии, одновременно перенося на эту ногу вес тела. Левая нога выполняет при этом обыч­ный фехтовальный выпад, правая нога совершенно выпрямляется, оставаясь на боевой линии. Вооруженная рука также остается на бое­вой линии, принимая положение указанной защиты. Все остальные замечания те же, что и при уклонении вправо.

 

Упражнение № 100. Уклонение с переносом правой ноги назад

Исходное положение: то же, что в упражнении № 98.

Техника исполнения. В момент, когда противник атакует уколом в правую стопу, колено или бедро, следует, сохраняя вес тела на ле­вой ноге, правой ногой шагнуть назад, поставив ее на носок за стопой левой ноги. Когда правая нога начнет движение назад, вооруженная рука берет вторую или круговую вторую защиту с небольшим отби­вом шпаги противника вправо.

Методические указания. Это красивое уклонение создает хоро­шие условия для ответной атаки. Данный вариант наиболее удобен, если фраза еще не заканчивается. В этом случае свободная от на­грузки правая нога может мгновенно начать движение вперед, про­должая фразу. Если фраза носит тренировочный характер, то ответ­ная атака может быть выполнена приемами уклонения.

Подобные упражнения тренируют координацию на самом высо­ком уровне, техника этих упражнений сложна. Она требует посто­янного внимания противников друг к другу. Выполнение ответных атак с помощью этих приемов позволяет усилить динамику боя, пос­кольку амплитуда всех движений становится широкой.

Примечание: уклонение вниз под шпагу противника — типичный прием

итальянского фехтования «пассато да сотто», в сценическом бою никогда не

применяется из-за опасности поразить лицо актера.

Все эти приемы требуют высокого уровня подготовленности,

ловкости, внимания, чувства партнера и техники безопасности. Они

доступны только отлично фехтующим актерам.

Глава XIII ПОВТОРНЫЕ АТАКИ И ЗАЩИТЫ ОТ НИХ

 

Повторной атакой называется нападение, выполняемое сразу после начальной атаки. Для того чтобы в сценическом бою можно было применить повторную атаку, следует составить фразу так, что­бы один из бойцов, защищаясь, отступал, не давая ответной атаки. В этом случае будет создана ситуация, когда применение повторной атаки — осмысленное и безопасное для обоих действие.

В сценическом фехтовании наиболее типичны следующие пов­торные атаки: уколами, простыми ударами, круговыми ударами. Эти приемы могут быть применены в самых различных сочетаниях. Повторные атаки с действиями на оружие в сценическом бою не при­менимы из-за сложности исполнения.

Основой в технике будет выполнение выпада без возвращения назад в боевую стойку. Переход в боевую стойку после первой атаки выпол­няется движением вперед. Это дает возможность немедленно повторить выпад с атакой в открытую часть тела отступившего партнера.

Переход в стойку движением впе­ред выполняется следующей техни­кой: после завершения первой атаки необходимо начать повторную. Для этого следует, оставаясь в положе­нии выпада, слегка наклонить тело вперед, перенося вес на правую ногу, и подставить левую ногу вперед в по­ложение боевой стойки (рис. 72).

Левая рука при этом поднимается вверх, так как является проти­вовесом при движениях правой ногой на выпад, с выпада и в стой­ку назад. После того как тело бойца оказалось в положении боевой стойки, выполняют повторный выпад правой ногой.

 

Упражнение № 101. Повторная атака простым ударом по голове

Исходное положение: моя — стоя на выпаде в положении удара по голове, противник — в положении защиты.

Техника исполнения. По команде «Противник, шаг назад!» отхо­дят назад простым или двойным шагом, опуская оружие вниз. Далее по команде «Моя — повторно голову!» нападающие подтягивают ле­вую ногу в положение боевой стойки, замахиваясь шпагой для удара по голове, затем по команде «Руби!» наносят повторный удар по го­лове с выпадом. Противник берет пятую защиту.

 

 

Упражнение 102. Повторная атака круговым ударом по голове

Исходное положение: моя — в положении укола в правое бедро, противник — в положении второй защиты.

Техника исполнения. По команде «Противник, шаг назад!» оборо­няющиеся отходят назад, затем по команде «Моя — повторно голову с кругом!» нападающие, подтягивая левую ногу в положение боевой стойки, выполняют шпагой круг слева, выводя шпагу в положение за­маха для удара по голове слева, а затем по команде «Руби!» напада­ющие наносят удар по голове, противник берет пятую защиту.

 

Упражнение № 103. Повторная атака уколом после удара по голове

Исходное положение: моя — стоя на выпаде в положении удара по голове, противник — в положении пятой защиты.

Техника исполнения. По команде «Противник, шаг назад!» обо­роняющиеся отходят назад, оставаясь в положении пятой защиты. По команде «Уколом вниз, повторно!» нападающие подтягивают ле­вую ногу в положение боевой стойки и одновременно поворачивают кисть с оружием ладонью вниз, направляя острие шпаги в правое бедро противника, затем по команде «Коли!» наносят укол в бедро, противник берет вторую защиту.