Общие замечания к изучению техники ответных атак

Для рационального изучения этого фехтовального материала обучение следует вести в парном построении с обязательным вы­полнением атаки. Обороняющийся должен взять защиту и выбрать технику ответных действий после принятой защиты. В этих упраж­нениях у неопытных педагогов могут возникнуть трудности команд­ной речи. Предлагается следующий способ ведения этого раздела обучения технике: «Моя — голову, противник — пятым закройсь!», «Моя — руби!», «Противник — показать укол вниз!», «Моя — защи­щаться скачком назад!», «Противник — коли!»

Упражнения этого типа не должны быть многочисленными. Луч­ше, если при знакомстве с этим материалом преподаватель достаточ­но быстро перейдет к защитам оружием от ответных атак, после чего потребует исполнения фехтовальных фраз в три темпа. В них будет атака и защита от нее, ответная атака с соответствующей защитой и контратака, также принятая на соответствующую защиту. Оконча­ние такой фразы выполняется командой «Закройсь!». Оба партнера принимают положение боевой стойки.

Во время исполнения этих упражнений важно следить, чтобы бойцы фехтовали на длинной и, в крайнем случае, на средней дис­танции. Сближение пока недопустимо. Ответственность за дистан­цию — на том, кто в данный момент выполняет защитное действие. Команда «Закройсь!» может быть заменена командой «К бою!». Уп­ражнения этого типа могут постепенно увеличиваться в размере. Ти­пичной тренировочной фразой является слитное исполнение вось­ми фехтовальных темпов с тем, чтобы переход в боевую стойку был девятым действием. Приступать к такой тренировке следует, когда изучена вся техника ответных атак и защит от них.

Глава X
АТАКА НА ОРУЖИЕ

Атаки на оружие применяются для того, чтобы оттолкнуть ору­жие противника в сторону и тем самым открыть его тело для атаки.

В сценическом фехтовании применяются следующие атаки на оружие: батман (толчок), контрбатман (круговой батман), фруассе (скользящий толчок). В сценическом фехтовании, где нет настоя­щей схватки, атаки на оружие имеют больше декоративное значение. В связи с этим рекомендуется исполнение только наиболее заметных приемов.

Такое действие, как батман, довольно часто применяется в мас­совых сценах, они хорошо озвучивают сцену, хотя не создают дина­мики боя.

Батман выполняется только в четвертом и втором соединениях, контрбатман также только из четвертого или второго, а фруассе — только из четвертого в третье или шестое.

 

Упражнение № 85. Батман (толчок)

Построение: парное. Исходное положение: оба в четвертом со­единении.

Техника исполнения. По команде «Моя — бате!» ученики, сохра­няя плечо и локоть неподвижными, слегка отводят кисть с оружием вправо от клинка противника и быстро передвигают свое оружие в четвертое соединение. Это создает резкий, сухой толчок по оружию противника, отбрасывающий его оружие влево. Толчок выполняется точно под прямым углом к оружию партнера.

Методические указания. Необходимо добиться такой техники, чтобы, после того как оружие противника было отброшено в сторо­ну, свой клинок оставался бы в линии атаки (не выходил за пределы тела противника). Для того чтобы достичь этой техники, надо сильно ударить по оружию противника, зафиксировав свою кисть. В упраж­нениях после того, как техника батмана разучена обоими партнерами, сделать упражнение «На батман ответь батманом».

Упражнение выполняется под счет или в собственном для каж­дой пары темпе.

 

Упражнение № 86. Контрбатман (круговой толчок)

Построение: парное. Исходное положение: оба в шестом соеди­нении.

Техника исполнения. По команде «Моя — контрбате!» выполня­ют круг перед тем, как отбить оружие. Действием кистевого сустава, слегка расслабив пальцы (сохраняя плечо и локоть неподвижными), опускают острие шпаги так, чтобы оно оказалось ниже гарды про­тивника, затем отклоняют острие несколько вправо, клинок подхо­дит под оружие противника. Затем поднимают его до положения, чтобы оружие противника оказалось левее своего, и выполняют тех­нику отбива так же, как при простом батмане.

Методические указания. Так как этот прием выполняется из ос­новного для сценического фехтования соединения — из шестого, он применяется чаще, чем предыдущий батман. Его технику следует хорошо освоить. Круг не должен быть меньше 40-50 см, иначе его не увидит зритель. Если проследить за острием, то окажется, что пре­жде чем отбить, оно прошло полный круг.

 

Упражнение № 87. Фруассе (скользящий толчок)

Построение: парное. Исходное положение: оба в четвертом со­единении.

Техника исполнения. По команде «Скользящим — бей!» ученики «моей» шеренги поднимают острие шпаги так, чтобы оно оказалось выше острия шпаги партнера. При этом свое оружие надо слегка пе­редвинуть влево по клинку партнера. Оружие поднимается за счет сгибания кистевого сустава. Для нанесения толчка нужно резким движением кистевого сустава вниз вперед скользнуть по клинку партнера от острия почти к гарде. Это отбросит клинок его оружия вправо назад. Иногда это движение выполняется до положения упо­ра в гарду противника.

Методические указания. Этим приемом много пользовались в фехтовании XVIII и XIX столетий. На сцене он хорошо озвучива­ет бой и достаточно эффектен и динамичен. При хорошей технике угол, под которым соприкасаются клинки, должен быть острым. Партнер, получивший сильный скользящий удар, должен на него отреагировать.

Он, согнув локоть, подносит оружие противника к своей груди и, захватывая его левой рукой за клинок, как бы говорит: «Выбить шпагу не дам!». При этом оружие из правой руки не выпускается. По команде «К бою!» оба возвращаются в положение боевой стойки.