Этапы развития информационных систем
История развития информационных систем и цели их использования на разных периодах представлены в табл. 6.2.
Первые информационные системы появились в 50-х гг. В эти годы они были предназначены для обработки счетов и расчета зарплаты, а реализовывались на электромеханических бухгалтерских счетных машинах. Это приводило к некоторому сокращению затрат времени на подготовку бумажных документов.
60-е гг. знаменуются изменением отношения к информационным системам. Информация, полученная из них, стала применяться для периодической отчетности по многим параметрам. Для этого организациям требовалось компьютерное оборудование широкого назначения, способное выполнять множество функций, а не только обрабатывать счета и считать зарплату, как ранее.
В 70-х-начале 80-х гг. информационные системы начинают широко использоваться в качестве средств управленческого контроля, поддерживающего и ускоряющего процесс принятия решений.
К концу 80-х гг. концепция использования информационных систем вновь изменяется. Они становятся стратегическим источником информации и используются на всех уровнях организации любого профиля. Информационные системы этого периода, предоставляя вовремя нужную информацию, помогают организации достичь успеха в своей деятельности, создавать новые товары и услуги, находить новые рынки сбыта, обеспечивать себе достойных партнеров, организовывать выпуск продукции по низкой цене и многое другое.
Таблица 6.2 Изменение подхода к использованию информационных систем
Период времени | Концепция использования информации | Вид информационных систем | Цель использования |
1950-1960 гг. | Бумажный поток расчетных документов | Информационные системы обработки расчетных документов на электромеханических бухгалтерских машинах | Повышение скорости обработки документов, упрощение процедуры обработки счетов и расчета зарплаты |
1960-1970 гг. | Основная помощь в подготовке отчетов | Управленческие информационные системы для производственной информации | Ускорение процесса подготовки отчетности |
1970-1980 гг. | Управленческий контроль реализации (продаж) | Системы поддержки принятия решений. Системы для высшего звена управления | Выработка наиболее рационального решения |
1980-2000 гг. | Информация - стратегический ресурс, обеспечивающий конкурентное преимущество | Стратегические информационные системы. Автоматизированные офисы | Выживание и процветание фирмы |
Процессы, обеспечивающие работу информационной системы любого назначения, условно можно представить в виде схемы (рис. 6.3), состоящей из блоков:
- ввод информации из внешних или внутренних источников;
- обработка входной информации и представление ее в удобном виде;
- вывод информации для представления потребителям или передачи в другую систему;
- обратная связь - это информация, переработанная людьми данной организации для коррекции входной информации.
Рис. 6.3. Процессы в информационной системе
Технология работы в компьютерной информационной системе доступна для понимания даже не специалиста в компьютерной области и может быть успешно использована для контроля процессов профессиональной деятельности и управления ими.
Внедрение информационных систем может способствовать:
- получению более рациональных вариантов решения управленческих задач за счет внедрения математических методов и интеллектуальных систем и т.д.;
- освобождению сотрудников от рутинной работы за счет ее автоматизации;
- обеспечению достоверности информации;
- замене бумажных носителей данных на магнитные диски или ленты, что приводит к более рациональной организации переработки информации на компьютере и снижению объемов документов на бумаге;
- совершенствованию структуры потоков информации и системы документооборота в фирме:
- уменьшению затрат на производство продуктов и услуг;
- предоставлению потребителям уникальных услуг;
- отысканию новых рыночных ниш.
- привязке к фирме покупателей и поставщиков за счет предоставления им скидок и услуг.