СЦЕНИЧЕСКОЕ ФЕХТОВАНИЕ

И.А. Кох

Рекомендовано Учебно-методическим объединением

по образованию в области театрального искусства

в качестве учебного пособия для студентов вузов,

обучающихся по направлению подготовки (специальностям)

«Актерское искусство», протокол № 2 от 19.04.07 г.

 

Санкт-Петербург 2008

ББК 85.334 К75

Ответственный за выпуск

А. А. Михайлов,заведующий кафедрой истории СПбГУП,

доктор исторических наук, профессор

Научный редактор

Е. И. Стурова,профессор кафедры режиссуры

и актерского искусства СПбГУП

Рецензенты: А.Д. Мовшович,профессор кафедры пластического воспитания Высшего театрального училища им. М. С. Щепкина, Заслуженный тренер России, Заслуженный работник высшей школы РФ, доктор педагогических наук;

А. С. Шведерский,профессор кафедры актерского мастерства

Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства,

обладатель «Золотого диплома» независимой актерской премии

им. В. И. Стржельчика в номинации «Учитель»

Рекомендовано к публикации

редакционно-издательским советом СПбГУП,

протокол № 14 от 24.04.07

КохИ. Э.

К75 Сценическое фехтование. — СПб.: Изд-во СПбГУП,

2008.—440 е., ил.

ISBN 978-5-7621-0384-8

 

Учебный курс «Сценическое фехтование» занимает особое место среди дис­циплин, призванных совершенствовать двигательную культуру студентов теат­ральных учебных заведений. Основоположником и создателем этого предмета по праву считается И. Э. Кох — выдающийся театральный педагог. В 1948 году для театральных вузов страны он написал учебное пособие «Сценическое фех­тование», до недавнего времени это было единственное пособие по предмету.

Отличие этого труда от теоретического исследования И. Э. Коха 1948 года состоит в том, что почти все разделы переведены в практические упражнения, абсолютно доступные и ясные в изложении.

Кроме того, в новое издание включены главы, в которых приведены иссле­дования И. Э. Коха, касающиеся творчества В. Шекспира. Несомненный инте­рес у читателя вызовет его режиссерская разработка пьесы «Гамлет».

Издание адресовано преподавателям и студентам высших и средних теат­ральных учебных заведений, гуманитарных вузов, а также искусствоведам, ре­жиссерам, театральным художникам и историкам.

ББК 85.334

© Стурова Е. И., составление, 2008

ISBN 978-S-7621-0384-8

© СПбГУП, 2008


СОДЕРЖАНИЕ

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

ОБ ЭТОЙ КНИГЕ И ЕЕ АВТОРЕ

ВВЕДЕНИЕ

Часть I ТЕОРИЯ..

Глава I ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА СЦЕНИЧЕСКОГО ФЕХТОВАНИЯ..

Глава II ХОЛОДНОЕ ОРУЖИЕ..

Глава III РУССКОЕ ХОЛОДНОЕ ОРУЖИЕ И ВООРУЖЕНИЕ..

Глава IV ТЕХНИКА БОЯ НА ХОЛОДНОМ ОРУЖИИ..

Часть II ШКОЛА СЦЕНИЧЕСКОГО БОЯ..

Глава V ОБУЧЕНИЕ БЕЗ ОРУЖИЯ..

Глава VI ОБУЧЕНИЕ С ОРУЖИЕМ...

Глава VII ПРОСТЫЕ БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ...

Глава VIII СЛОЖНЫЕ БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ...

Глава IX ОТВЕТНЫЕ АТАКИ (РИПОСТЫ) И ЗАЩИТЫ ОТ НИХ..

Глава X АТАКА НА ОРУЖИЕ..

Глава XI АТАКИ С ЗАВЯЗЫВАНИЕМ И ЗАЩИТЫ ОТ НИХ..

Глава XII УКЛОНЕНИЯ..

Глава XIII ПОВТОРНЫЕ АТАКИ И ЗАЩИТЫ ОТ НИХ..

Глава XIV ВЗДВОЕННЫЕ АТАКИ И КРУПНО-ВЗДВОЕННЫЕ УКОЛЫ...

Глава XV ФЕХТОВАЛЬНАЯ ФРАЗА..

Часть III ИСТОРИЧЕСКОЕ ФЕХТОВАНИЕ..

Глава XVI МЕЧ И ЩИТ..

Глава XVII ДВУРУЧНЫЙ МЕЧ И МЕЧ «В ПОЛТОРЫ РУКИ».

Глава XVIII КОПЬЕ, АЛЕБАРДА, РОГАТИНА, ДУБИНКА И ВИНТОВКА СО ШТЫКОМ...

Глава XIX РЫЦАРСКИЙ КИНЖАЛ, БЫТОВОЙ НОЖ И НАВАХА..

Глава XX ШПАГА И ДАГА..

Глава XXI ШПАГА И КИНЖАЛ..

Глава XXII ШПАГА И ПЛАЩ...

Часть IV БЫТОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ..

Глава XXIII НОЖНЫ И ПОРТУПЕИ..

Глава XXIV ПЛАЩ...

Глава XXV ШИРОКОПОЛАЯ ШЛЯПА И ТРЕУГОЛКА..

Глава XXVI БЫТОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ СО ШПАГОЙ..

Глава XXVII ОБЕЗОРУЖИВАНИЕ..

Глава XXVIII РАНЕНИЯ И ПАДЕНИЯ..

Часть V МЕТОДИКА..

Глава XXIX СЦЕНИЧЕСКОЕ ФЕХТОВАНИЕ КАК ТРЕНИНГ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ АКТЕРА..

Глава XXX ОСНОВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА..

Глава XXXI СВЯЗЬ СЦЕНИЧЕСКОГО ФЕХТОВАНИЯ С ДРУГИМИ ПРЕДМЕТАМИ..

Глава XXXII ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЕ СЦЕНИЧЕСКОГО БОЯ, ИСТОРИЧЕСКОМУ ФЕХТОВАНИЮ И БЫТОВЫМ НАВЫКАМ...

Глава XXXIII МЕТОДИКА ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА..

Глава XXXIV ПОДГОТОВКА РЕЖИССЕРОВ ПО СЦЕНИЧЕСКОМУ ФЕХТОВАНИЮ...

Глава XXXV КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО СЦЕНИЧЕСКОМУ ФЕХТОВАНИЮ...

ПЕРВЫЙ УРОК..

ВТОРОЙ УРОК..

ТРЕТИЙ УРОК..

ЧЕТВЕРТЫЙ УРОК..

ПЯТЫЙ УРОК..

ШЕСТОЙ УРОК..

СЕДЬМОЙ УРОК..

ВОСЬМОЙ УРОК..

ДЕВЯТЫЙ УРОК..

ДЕСЯТЫЙ УРОК..

ОДИННАДЦАТЫЙ УРОК..

ДВЕНАДЦАТЫЙ УРОК..

ТРИНАДЦАТЫЙ УРОК..

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ УРОК..

ПЯТНАДЦАТЫЙ УРОК..

ШЕСТНАДЦАТЫЙ УРОК..

СЕМНАДЦАТЫЙ УРОК..

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ УРОК..

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ УРОК..

ДВАДЦАТЫЙ УРОК..

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ УРОК..

ДВАДЦАТЬ ВТОРОЙ УРОК..

ДВАДЦАТЬ ТРЕТИЙ УРОК..

ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТЫЙ УРОК..

ДВАДЦАТЬ ПЯТЫЙ УРОК..

ДВАДЦАТЬ ШЕСТОЙ УРОК..

ДВАДЦАТЬ СЕДЬМОЙ УРОК..

ДВАДЦАТЬ ВОСЬМОЙ УРОК..

ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТЫЙ УРОК..

ТРИДЦАТЫЙ УРОК..

ТРИДЦАТЬ ПЕРВЫЙ УРОК..

ТРИДЦАТЬ ВТОРОЙ УРОК..

ТРИДЦАТЬ ТРЕТИЙ УРОК..

ТРИДЦАТЬ ЧЕТВЕРТЫЙ УРОК..

ТРИДЦАТЬ ПЯТЫЙ ПРЕДЗАЧЕТНЫЙ УРОК..

ТРИДЦАТЬ ШЕСТОЙ ЗАЧЕТНЫЙ УРОК..

Часть VI.

ПОСТАНОВОЧНАЯ РАБОТА..

Глава XXXVI ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ..

Глава XXXVII ИСКУССТВО СЦЕНИЧЕСКОГО БОЯ В ТВОРЧЕСТВЕ В. ШЕКСПИРА..

Глава XXXVIII ЭКСПОЗИЦИЯ ПОЕДИНКА В ТРАГЕДИИ «ГАМЛЕТ». ТИПОВОЙ ПОДБОР ПРИЕМОВ В БАТАЛЬНЫХ СЦЕНАХ ТРАГЕДИИ «КОРОЛЬ ЛИР». БАТАЛЬНАЯ СЦЕНА — ПОЕДИНОК В ОПЕРЕ Ш. ГУНО «ФАУСТ».

ОСНОВНЫЕ ФЕХТОВАЛЬНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

 


ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

 

Мой отец, Иван Эдмундович Кох, вчерне завершил рабо­ту над переизданием учебника «Сценическое фехтование» к 1974 году. По независящим от него обстоятельствам, с одной стороны, и вследствие не до конца проработанного текста — с другой, учебник при его жизни так и не был издан.

Время стремительно и беспощадно. Не со всеми идеями автора можно согласиться сегодня, не всегда можно разделить его точку зрения на ряд методических указаний. Вычитывая страницы рукописи сейчас, от некоторых ее разделов я отказа­лась, ввиду их неактуальности, в отдельные главы мною были внесены незначительные коррективы, что-то было отредакти­ровано капитально.

Взявшись за эту работу, я руководствовалась только одной задачей, как бы странно это ни звучало в контексте вышеска­занного, — максимально сохранить учебник И. Э. Коха соответствующим мощи его личности, без неизбежной «шелухи», возникающей из-за огромного по объему материала.

И. Э. Кох — имя почти нарицательное — это тот фундамент, который лежит в основе всей театральной педагогики в обла­сти сценического фехтования. Как продолжатель династии, как последователь в профессии считаю своим долгом завершить, наконец, работу над учебником, пролежавшим невостребован­ным тридцать три года, и сделать этот капитальный труд до­ступным для широкого круга читателей. Очень надеюсь, что, убрав частности, я сохранила целое.

Моя огромная благодарность Гуманитарному универси­тету профсоюзов, взявшему на себя просветительскую мис­сию, и прежде всего ректору, профессору А. С. Запесоцкому;

ректору СПбГАТИ, профессору Л. Г. Сундстрему; преподавателю кафедры пластического воспитания ГТИ им. Б. Щукина А. И. Назаренко за фото­графии, подбор рисунков и гравюр и Заслуженному артисту РФ Б. А. Ма­карову, без помощи которых это издание не могло быть подготовлено; профессору кафедры пластического воспитания ВТУ им. М. С. Щепкина А. Д. Мовшовичу и профессору кафедры актерского мастерства СПбГАТИ А. С. Шведерскому, рецензентам — за тактичность высказанных замечаний и доброжелательность; председателю Гильдии режиссеров и педагогов по пластике профессору ГТИ им. Б. Щукина Г. В. Морозовой; ректорату ГТИ им. Б. Щукина.

Е. И. Стурова,

профессор кафедры режиссуры и
актерского искусства СПбГУП


ОБ ЭТОЙ КНИГЕ И ЕЕ АВТОРЕ

 

Предлагая вниманию читателей переиздание книги И. Э. Коха «Сценичес­кое фехтование», стоит напомнить, что ее первое издание вышло в 1948 году. Этот уникальный труд выдающегося театрального педагога более пятидесяти лет служил единственным полноценным пособием в такой особой области теат­рального творчества, как сценическое фехтование. Иначе говоря, эта книга была единственным источником знаний о сценическом исполнении боевых действий, к которому могли обращаться все, кто связал свою жизнь с искус­ством театра — актеры, педагоги и учащиеся театральных школ, режиссеры-постановщики спектаклей и театральные фехтмейстеры.

Неудивительно, что книга быстро стала библиографической редкостью; странно другое — что переиздать ее собирались так долго. Об этом нельзя говорить без горечи: ведь И. Э. Кох еще в 1974 году подготовил рукопись новой редакции своего труда, существенно дополнив его и внеся исправле­ния, подсказанные ему педагогической и постановочной практикой в течение двадцати пяти лет, прошедших после первой публикации книги.

Все, кто читал книгу И. Э. Коха в прошлом веке, легко увидят в ней много нового. Кроме того, эта редакция существенно расширяет круг специалистов, которым она может быть полезна. Люди старшего поколения, давно работа­ющие в этой профессии, найдут в книге немало новых, малоизвестных сведе­ний по истории фехтования — например, приемы боя на дубинках в средневе­ковой Англии или древнерусского боя на ослопах, а также целый ряд примеров яркого сценического воплощения батальных сцен в спектаклях и фильмах.

Они смогут сопоставить с ними свои представления о возможностях ис­пользования боевых навыков в спектаклях по произведениям мировой клас­сики. Даже те мысли автора, которые могут кому-то показаться спорными, с позиций современных исканий в сфере театральной эстетики, будут полезны, поскольку заставят задуматься об основных принципах создания театральных форм, а возможно, и натолкнут на создание каких-то свежих, оригинальных композиционных решений, ибо в книге содержится богатый, компактно подоб­ранный материал об особенностях бытового поведения людей в разные исто­рические эпохи — сведения, которых нельзя найти нигде, кроме этой работы.

Для молодого поколения педагогов и фехтмейстеров, сформировавшегося в конце XX века, и для тех, кто только начинает свой путь в этой профес­сии в наши дни, бесценен не только исторический материал книги. В новом издании имеется обширный раздел, посвященный педагогической практике. Изложенный тщательно, со свойственным И. Э. Коху вниманием к малейшим подробностям педагогического процесса, этот раздел — подлинная школа для начинающего практическую работу педагога по фехтованию.

Не так часто встречаются учебные пособия, где весь практический ма­териал изложен в виде последовательных уроков, а в каждом уроке описано содержание упражнений; более того, у И. Э. Коха каждое упражнение сопро­вождается методическими пояснениями и рекомендациями. Если же кому-то такое детальное изложение учебного процесса покажется слишком педантич­ным, то ответ на подобное замечание лежит на поверхности: против дилетан­тизма, процветающего ныне во всех сферах нашей жизни, есть только одно средство борьбы — безупречное знание каждым человеком избранной про­фессии и добросовестное служение своему делу, пусть даже это называется педантизмом.

Но никому из тех, кто знал Ивана Эдмундовича Коха, не придет в голову назвать его педантом. Это был мастер своего дела, яркая творческая личность; по существу, именно он создал сценическое фехтование как специальную дисциплину, вошедшую в программы театральных учебных заведений нашей страны.

До 1930-х годов такой учебной дисциплины не было: фехтование сущест­вовало как вид спорта, который поощрялся в театральных школах, но не имел конкретной сценической направленности. Однако ощущалась потребность в такой дисциплине и предпринимались первые попытки ее создания: обычно такие попытки делали фехтмейстеры, ставившие сцены боев в спектаклях.

Один из таких фехтмейстеров, А. Люгарр, выпустил в 1908 году книгу «Школа сценического фехтования», которая благодаря своему названию про­извела такую сенсацию, что в 1910 году вышла вторым изданием. Но даже ее автор, который подошел к проблеме сценического фехтования достаточно серьезно, смог эту проблему только поставить, но не знал, как ее разрешить. Свою точку зрения относительно необходимости обучать актеров не спортивному, а сценическому фехтованию, он не смог подтвердить предложением конкретной методики обучения. Единственной его реальной заслугой было введение в оборот термина «сценическое фехтование». Но и за это мы долж­ны быть ему благодарны: ведь это произошло сто лет назад.

Как видно, театральная педагогика ждала появления такого человека, который способен не просто осознать необходимость особой дисциплины, именуемой сценическим фехтованием, а создать ее — разработать теорию и методику учебного предмета, отвечающего принципам русской театральной школы, деятельность которой основана на системе К. С. Станиславского. Такой человек появился — это был И. Э. Кох.

Начиная с середины XX века среди выпускников Ленинградского теат­рального института не было никого, кто бы не вспоминал с теплотой и благо­дарностью имя Ивана Эдмундовича Коха и его уроки по сценическому дви­жению и фехтованию. На этих уроках будущие актеры и режиссеры не только получали знания и навыки, которые были им необходимы для успешной сце­нической деятельности; они видели перед собой в лице этого выдающегося человека образец высокого профессионализма и учились у него истинно бла­городному отношению к людям и к искусству театра.

Невозможно оспорить общеизвестную истину, гласящую: в отечествен­ной театральной школе не кто иной, как И. Э. Кох заложил научные осно­вы воспитания пластической культуры актера. Он разработал, проверил на практике и изложил в своих трудах теорию и методику преподавания дисцип­лин, развивающих и тренирующих двигательный аппарат актера. Изданная в 1948 году книга «Сценическое фехтование» — серьезный труд, содержав­ший сведения об истории боя на холодном оружии, о вооружении и приемах боя в разных странах Европы начиная с античных времен. Единственная имевшаяся к тому времени на русском языке книга А. Люгарра о сценическом фехтовании не идет ни в какое сравнение с трудом И. Э. Коха, хотя труд этот и был скромно определен в подзаголовке как учебное пособие.

В 1970 году вышла его книга «Основы сценического движения», в кото­рой были изложены результаты многолетней педагогической практики авто­ра в области воспитания двигательной культуры актера. В слове «Основы» выражалась щепетильная скромность профессора Коха, но содержание книги действительно составило те основы, на которые опирается все дальнейшее развитие пластического воспитания в нашей театральной школе вплоть до наших дней. И не будет преувеличением сказать, что это воспитание весьма

заметно влияет на высокий уровень репутации, которой пользуется русская актерская школа во всем мире.

И. Э. Кох был подлинным рыцарем созданной им профессии, и когда его не стало, каждый из воспитанных им учеников почувствовал невосполнимость потери. Но как истинный рыцарь, Иван Эдмундович Кох не покинул нас окончательно: он оставил нам рукопись книги, которую писал в послед­ние годы жизни. И наконец эта книга подготовлена к печати! Низкий поклон Е. И. Стуровой, дочери И. Э. Коха, подготовившей рукопись, и всем, кто при­нимал участие в хлопотах по ее изданию! Благодаря ей он снова с нами, наш любимый, незабываемый, великий Иван Эдмундович Кох!

Г. В. Морозова,

профессор ГТИим. Б. Щукина,

кандидат искусствоведения,

президент Гильдии режиссеров

и педагогов по сценической пластике