Информационная технология поддержки принятия решения
Системы поддержки принятия решений и соответствующая им информационная технология появились усилиями в основном американских ученых в конце 70-х - начале 80-х гг., чему способствовали широкое распространение персональных компьютеров, стандартных пакетов прикладных программ, а также успехи в создании систем искусственного интеллекта.
Главной особенностью информационной технологии поддержки принятия решений является качественно новый метод организации взаимодействия человека и компьютера. Выработка решения, что является основной целью этой технологии, происходит результате итерационного процесса, в котором участвуют:
-система поддержки принятия решений в роли вычислительного звена и объекта управления;
-человек как управляющее звено, задающее входные данные и оценивающее полученный результат вычислений на компьютере.
![]() | |||
|
Окончание итерационного процесса происходит по воле человека, В этом случае можно говорить о способности информационной системы совместно с пользователем создавать новую информацию для принятия решений.
Дополнительно к этой особенности информационной технологии поддержки принятия решений можно указать еще ряд ее отличительных характеристик:
ориентация на решение плохо структурированных (формализованных) задач;
сочетание традиционных методов доступа и обработки компьютерных данных с возможностями математических моделей и методами решения задач на их основе;
- направленность на непрофессионального пользователя компьютера;
высокая адаптивность, обеспечивающая возможность приспосабливаться к особенностям имеющегося технического и программного обеспечения, а также требованиям пользователя.
Информационная поддержка принятия решения может использоваться на любом уровне предприятия. Кроме того, решения, принимаемые на различных уровнях управления, часто должны координироваться. Поэтому важной функцией и систем, и технологий является координация лиц, принимающих решения, как на разных уровнях управления, так и на одном.
В состав системы поддержки принятия решений входят три главных компонента: база данных, база моделей и программная подсистема, которая состоит из СУБД, системы управления базой моделей и системы управления интерфейсом между пользователем и программой.
Существует множество типов моделей:
- по цели использования (оптимизационные и описательные);
- по способу оценки (детерминистические и стохастические);
- по области возможных приложений (специализированные и универсальные);
В системах поддержки принятия решений, база моделей состоит из стратегических, тактических и оперативных моделей, а также математических моделей в виде отдельных блоков, модулей, процедур, используемых для построения этих моделей.