Ортодоксальный индуизм, сампрадаи и секты

Средневековый индуизм

 

В Средние века, которыми, применительно к Индии, условно называют период с VII по XVIII в. н. э., завершилось окончательном формировании индуизма В I тысячелетии завершился процесс включение в индуизм доарийских культов и религиозных практик Индостана. В XIX в. в индуизме возникли реформаторские движения. XX в. отмечен рождением индуистского фундаментализма и распространением неоиндуизма на Западе.

План:

1. Ортодоксальный индуизм, сампрадаи и секты

2. Движение бхактов

3. Богослужение, храмы и праздники

4. Вишнуизм

5. Шиваизм

6. Шактизм

7. Тантризм

8. Неоиндуизм

 

В период с VI по X в. н. э. создаются агамы, тантры и другие священные тексты индуизма. Некоторые индуисты ставят их не ниже смрити и даже Вед. Эти писания, так же, как и созданные в это время пураны, имеют четко выраженную принадлежность к культам Вишну, Шивы и Дэви. Таким образом, завершается окончательное обособление главных направлений индуизма, в которых, в свою очередь, начинают выделяться различные течения и секты (сампрадаи — «традиции»). Одни сампрадаи представляют собой монашеские ордена, в другие принимают и мирян. Вишнуитская Валабха сампрадая открыта только для мирян.

Индуизм можно разделить на ортодоксальный, к которому принадлежит подавляющее большинство индуистов, и сектантский. При этом часть сампрадай можно отнести к ортодоксальному индуизму, а часть – к сектам. Каковы главные критерии принадлежности к ортодоксальному индуизму? Во-первых, это признание авторитета Вед как священного писания. Во-вторых, это признание варнашрамы, жреческих полномочий и особого статуса брахманов, необходимости исполнения дхармы своей касты и ашрамы. Ортодоксальный (брахманский) индуизм распространялся через включения больших этнических групп в кастовую систему при условии принятия ими варнашрама-дхармы.

Можно, однако, назвать ряд доктрин, разделяемых всеми индуистами: 1) Существует высшее абсолютное Божество и множество богов, которые являются Его проявлениями (порождениями). 2) Миры созидаются (возникают) и уничтожаются (гибнут) в безначальном и бесконечном чередовании космических циклов. 3) Причина бытия мира и человека, по наиболее распространенной версии, — непостижимая божественная игра — лила. 4) Существование человека лишено цели и смысла. 5) Все существа вовлечены в круговорот сансары и подчиняются закону кармы. 6) Спасение состоит в освобождении от сансары и соединении с Божеством.

В зависимости от того, с кем отождествляется высшее Божество — с Вишну, Шивой или Шакти Дэви — индуисты причисляются к вишнуитам (вайшнавам), шиваитам (шайвам) и шактистам (шактам). К вишнуизму относится приблизительно 70% индуистов, к шиваизму - ок. 25%, к шактизму - ок. 3%. При вступлении в сампрадаю индуист принимает вполне конкретное учение и форму культа, поэтому определить принадлежность членов сампрадай к одному из трех названных направлений индуизма не составляет труда.

Для вступления в сампрадаю, нужно получить от гуру посвящение (дикшу) и новое имя (обязательно для монахов). Гуру может устроить кандидату испытание, например, велеть отсосать гной из раны на своей ноге.

Институт гуру занимает в индуизме, особенно сектантском, весьма важное место. В ортодоксальном индуизме роль гуру исполняют брахманы, которым для этого необязательно принимать саньясу. Помимо обучения брахмачаринов, брахманы нередко являются наставниками семей: совершают домашние ритуалы, решают семейные разногласия, дают житейские и духовные советы. Руководство семьями гуру передают по наследству своим сыновьям.

Гуру сампрадай, особенно верховные гуру (ачарьи), как правило, аскеты. Уже при жизни они обожествляются. В средневековом тексте «Йогашикхопанишада», к примеру, говорится: «Гуру есть Брахман, гуру есть Вишну... во всех трех мирах никто не сравним с величием гуру. Должно с безграничной преданностью поклоняться ему; он наделяет божественной мудростью... он сам верховное божество... надлежит всегда служить гуру».

В другом средневековом памятнике, «Гуругите», сказано следующее: «Если вы встретите гуру и бога, прежде поклонитесь гуру, ибо он больше». «Гуругита», которая нередко читается по утрам в ашрамах, дает следующие правила отношений ученика с гуру: должно ежедневно «простираться» перед учителем, пить воду «с его святых сандалий», съедать остатки его пищи, повторять его имя и медитировать на его образ, подражать его духовным качествам, быть с ним откровенным, повиноваться беспрекословно его указаниям (например, не раздумывая прыгнуть по его приказу с любой высоты); с гуру нельзя первым заговаривать и спорить, нельзя подражать его одежде и манере поведения, критиковать его или слушать, как его критикуют другие. Распространенное наименование духовного наставника — гурудев («гуру-бог»). Многие индуисты верят, что без руководства гуру они не смогут достичь спасения.

В сектах авторитет гуру много выше авторитета священных текстов. Считается, что по цепи ученической преемственности, от гуру к гуру, передается тайное знание того, как правильно понимать писания, совершать ритуалы и духовные практики. Гуру устанавливает правила садханы (практики) для своих учеников.

Существует две степени гуру: шикша-гуру могут только учить, дикша-гуру еще получают от другого дикша-гуру право и силу (шакти) совершать посвящения. Дикша-гуру может основать новую секту.

В практике индуизма широко используются санскритские мантры. Как вы помните, изначально мантрами назывались стихи ведийских самхит. В индуизме появились особые мантры, прославляющие имена индуистских богов. В каждой сампрадае существуют свои мантры. В йоге мантры используются для медитации.

В сампрадаях состоит меньшая часть индуистов. Если же говорить о большинстве ортодоксальных индуистов, то определить их принадлежность к тому или иному направлению не так просто. Прежде всего, нужно знать, кто из богов занимает центральное место на семейном алтаре. Если это не один из высших богов, то следует определить, с кем из них семейное божество связано мифологически. Например, на алтаре — мурти Ханумана, помощника и бхакты Рамы. Следовательно, это семья вишнуитов. Девушка, выйдя замуж, обязана начать поклонятся семейному божеству мужа вне зависимости от того, к какому направлению она принадлежала ранее. Помимо семейных и клановых традиций, имеют значение местные и региональные особенности. Джаганатх особо почитается ориссцами, Ганеша — маратхами, Дэви в форме Дурги — бенгальцами, Венкатешвара, отождествленный с Вишну — андхрами и т. д.

В ортодоксальном индуизме все боги считаются различным проявлениями Брахмана, хотя божество, которое объявляется его высшей формой в одного направлении, оказывается на вторых ролях в другом. Не оставляя семейных и местных божеств, индуист вправе избрать себе для поклонения личное божество. Кроме того, некоторым богам поклоняются в соответствии с временем суток, днем недели, сакральными событиями жизни, праздниками, родом занятий и проч. Например, студенты могут обратиться за помощью к Сарасвати и Ганеше. При этом, индуист может обращаться с молитвой не только к богам «своего» направления, если к этому понуждают житейские обстоятельства. Некоторые боги вообще не относится к культам высших богов. К примеру, на рассвете ортодоксальные индуисты произносят взятую из Ригведы мантру Гаятри, обращенную к ведийскому богу солнечного света Савитару.

О культовой принадлежности индуиста говорят тилаки — особые знаки, которые красящими веществами наносятся на лоб и другие части тела. Тилак шиваитов — три горизонтальные черты, символизирующие трезубец Шивы, между которыми ставится точка (третий глаз Шивы). Вишнуитский тилак имеет форму буквы U, что толкуется как отпечаток ноги Вишну; точка или вертикальная линия, которую ставят между боковыми линиями, символизирует Шри Лакшми. Мирянам тилаки наносят во время совершения ритуалов с их участием. Садху носят тилаки постоянно; по их форме и цвету можно судить о принадлежности садху к той или иной сампрадае. Также, тилак в виде красной точки ежедневно наносят на лоб замужние женщины.

Наряду с тремя основными направлениями, в ортодоксальном индуизме в качестве небольшого течения выделяется смартизм (от смрити), к которому принадлежит некоторые брахманы, в основном, юга Индии. Смарты поклоняются сразу пяти божествам: Вишну, Шиве, Дэви (в образах Дурги или Шри), Ганеше и ведийскому богу солнца Сурье, полагая, что они в равной степени олицетворяют Брахмана.

Для ортодоксального индуиста (не члена сампрадаи) открыт любой из трех классических путей к достижению мокши: джняна-йога (изучение и декламация текстов Вед, размышление над идеями веданты, медитация на себе как Брахмане), карма-йога (накопление кармических заслуг посредством соблюдения варнашрама-дхармы, следования обрядовым и аскетическим предписаниям, хранения себя от ритуального осквернения, одаривания брахманов, оказания гостеприимства), бхакти-йога (культивирование преданности конкретному божеству). Ортодоксальные саньясины практикуют раджа-йогу. Большим духовным авторитетом среди ортодоксальных индуистов пользуются пандиты - особо ученые брахманы, знатоки писаний, прежде всего дхарма-шастр. Ортодоксальные индуисты строго соблюдают кастовые предписания (правда, члены вишнуитских сампрадай отказываются от них, но только в сфере культа). До настоящего времени ортодоксальные индуисты, как правило, отрицают возможность обращения в индуизм иностранцев.