Культ Неба, царя и предков

Периодизация истории традиционного Китая

Китайцы трепетно относятся к своей истории, возводя ее начало к середине 3 тысячелетия до н. э., когда первые легендарные государи научили людей земледелию, ремеслам, письменности, музыке, ритуалам.

Древнейшим исторически достоверным государством на территории Китая было царство Шан-Инь (XVI ― XI вв. до н. э.). Около 1028 г. до н. э. князь Чжоу сверг последнего царя династии Шан. Новая династия, Западная Чжоу, правила до 771 г. до н. э., когда под ударами кочевников единое государство распалось. Последующая эпоха Восточной Чжоу была временем борьбы княжеств за гегемонию, когда власть царя была номинальной. Особенно кровопролитным был период Воюющих царств (VI ― III вв. до н. э.), завершившийся в 221 г. до н. э. приходом к власти Цинь Ши Хуанди. Он положил начало китайской империи, существовавшей непрерывно до революции 1911 г.

 

В эпоху Шан почитали духов земли, водоемов и гор, но особенно ― духов предков. Над духами и людьми царил высший небесный бог Шанди (Верховный Владыка), или Тянь (Небо), который почитался как первопредок царей (ванов) и всего народа шан. Шанди управлял природными явлениями, от него зависели урожай, успех охоты, исход родов, победа на войне; он посылал болезни и смерть. Чтобы узнать волю Неба, шанцы гадали по костям животных. Верховным жрецом Шанди, духов земли и царственных предков был сам ван, Сын Неба. В жертву Небу и духам приносили еду, вино и пленных.

Загробная жизнь рисовалась шанцам по-видимому неотличимой от земной. Об этом свидетельствуют царские гробницы, в которых, вместе с умершим, хоронили его жен, воинов, слуг, собак, лошадей, колесницы, драгоценности и оружие.

При Чжоу возрастает почитание Шанди-Неба как вездесущего и всеведущего Владыки, обитающего на Полярной звезде, ставящего и низлагающего царей, хранящего нравственный закон и порядок в мире.

Начиная с эпохи Чжоу и до падения монархии в 1911 г. императорский дворец рассматривался как священный центр мира. Государь ― Сын Неба ― низводит на своих подданных и на варваров «четырех сторон» благую силу Неба ― дэ. Если царь следует небесному Повелению и совершает должные ритуалы годового круга, то вся Поднебесная (обитаемая земля) приходит в гармонию и варвары добровольно покоряются владыке Цветущего государства средины (самоназвание Китая).

При Чжоу человеческие жертвоприношения исчезают. Складывается духовенство, состоящее из чиновников (жрецов и гадателей) и шаманов (знахарей и заклинателей злых духов).

В эпоху Чжоу завершается формирование представлений о сложносоставности человека. Согласно этим представлениям, уходящим корнями в шаманизм, в человеке соединяются «небесная» субстанция хунь, состоящая из нескольких, как правило трех, «разумных душ», и «земная» субстанция по, включающая обычно семь «животных душ».

Считалось, что души-по возникают в момент зачатия, а души-хунь ― при рождении. Во сне или при обмороке хунь покидают тело, но по продолжают поддерживать его существование. После смерти хунь становятся благим небесным духом шэнь, а по образуют опасный дух гуй. Свое существование на небе продолжают духи-шэнь только царя, его приближенных и некоторых выдающихся людей. Существование прочих душ обеспечивается выполнением положенных заупокойных ритуалов, исполняемых китайцами и поныне.

Погребальных церемонии особенно продолжительны, сложны и дорогостоящи в случае смерти родителей. Первые три дня никто из членов большой китайской семьи ничего не должен есть. Старший сын покойного подносит ему рис, вино и чай. После целого ряда приготовлений тела, умершего кладут в гроб вместе с его любимыми, обычно дорогими, вещами. Гроб закрывается, но еще несколько недель покойника посещают и оплакивают близкие. Домашние спят рядом с гробом. Похороны совершаются в день, назначенный в соответствии с предписаниями астрологии и геомантии (фэншуй). Затем в течение трех лет продолжается траур, на время которого сын, если был чиновником, то оставлял службу. В первый год траура нельзя пить вино и есть мясо, плоды и овощи, во второй запрещается только вино и мясо. Все три года предписывается носить траурные одежды белого цвета, воздерживаться от празднеств и увеселений, претерпевать и другие лишения. Далее из поколения в поколение продолжаются регулярные поминовения.

Начиная с эпохи Чжоу считалось, что духи-шэнь пребывают в особых поминальных табличках, которые помещаются на алтарях в семейных храмах предков или, по бедности, в домах. Местом обитания духов-гуй представляются могилы. Глава семьи должен ежедневно поклоняться табличкам, а вся семья дважды в месяц совершать жертвоприношения в храмах предков и в особые дни ― на могилах.

Китайцы верили, что если заупокойные ритуалы не были совершены или прекратились, то дух-шэнь постепенно растворится в небесной субстанции, а дух-гуй превратится в злого призрака, который будет являться и мстить живым. Особо опасными считались духи-гуй убитых, нищих и преступников. Считалось, что изгнанный заклинателем, гуй уходил в подземный мир Желтых источников, где влачил некое подобие существования, пока вовсе не растворялся в земной субстанции.

Итак, начиная с древнейших времен, культы Небесного Владыки, императора и предков становятся основой китайской религии. Опасность посмертного исчезновения определила дальнейшее развитие китайской религии по следующим направлениям: 1) Тщательное исполнение культа предков; тревога из-за возможного прекращения поминовений вытеснялась культивированием религиозного отношения к государству и культуре (по этому пути пошло конфуцианство). 2) Поиски средств достижения долголетия и, в пределе, бессмертия (даосизм).