Эффективность использования ИТ.

Эффективность = Результат / Затраты.

Результатом использования ИТ является получаемый эффект. Различают два вида эффектов: - прямой и косвенный.

Прямой эффект использования ИТ состоит в непосредственном улучшении деятельности предприятия: увеличение прибыли, привлечение большего числа покупателей, уменьшение числа рекламаций потребителей, снижение затрат на сырье и материалы, уменьшение сумм штрафов, неустоек и т. д.

Косвенный эффект состоит в улучшении условий работы пользователя: сокращение времени восстановления системы после сбоя; интеллектуальная поддержка принятия решения, дружественный интерфейс т. д.

Затраты использования ИТ включают все расходы, связанные с приобретением, обучением, сопровождением, обслуживанием как технических средств, так и программного обеспечения.

Пример. Учебное заведение приобрело программу составления расписания и в целях экономии не заключило договора на обучение, сопровождение, обслуживание программного средства в надежде на то, что сотрудники учебного заведения самостоятельно выполнят эти работы, которые по стоимости сопоставимы со стоимостью программы. Сотрудники учебного заведения не участвовали в разработке программного продукта и не знают всех особенностей работы программы, поэтому все попытки внедрить программу в учебный процесс оказались безуспешными.

Вывод. Был нарушен принцип пяти нельзя системы качества "не нарушай технологию". В данном случае была нарушена технология приобретения программного продукта. В итоге ("в сухом остатке") затраты произвели, а результата нет. Эффективность приобретения программного продукта равна нулю. "Не гонись за дешевизной" как говорил А. С. Пушкин.

Пояснения. При выполнении процессов необходимо использовать принцип пяти нельзя:

- нельзя передавать дефектную продукцию для другого процесса;

- нельзя принимать дефектную продукцию от предыдущего процесса;

- нельзя нарушать технологию;

- нельзя дважды ошибаться;

- нельзя создавать условия для появления брака.

 

Повысить эффективность использования ИТ можно двумя способами: первый - совершенствовать все каналы обслуживания; второй - совершенствовать в первую очередь только те каналы, которые в большей степени ухудшают показатели использования ИТ.

Если каналы обслуживания соединены последовательно, то использовать в первую очередь ИТ нужно там, где канал перегружен, и время обработки является наибольшим, который определяется с помощью построения диаграммы Парето по времени обработки информации и каналам обслуживания, построением сетевых графиков. При этом к времени обработки информации можно применить правило Парето: 20% процессов дают 80% задержек времени обработке информации.