Виды административно-правовых норм.

Понятие, структура и особенности административно-правовых норм.

Административно-правовая норма - это установленное или санкционированное государством правило регулирования общественных отношений в сфере государственного управления. Установленные государством - значит, принятые законодательными (представительными) органами государственной власти РФ или ее субъектов. Санкционированные - значит принятые самими органами исполнительной власти по уполномочию органов законодательной власти в пределах принципов разделения властей. Структурно административно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции: Гипотеза - условие действия нормы. Диспозиция - обстоятельства ее действия, выражающие разрешения, запреты или ограничения, “Санкция” - термин условный, так как действие норм административного права не всегда завершается наступлением неблагоприятных последствий для объектов управления, и часто регулируют позитивные процессы (при удовлетворении заявления гражданина о выделении жилья, при поощрении). Поэтому вместо термина “санкция” можно применить “результат действия административно-правовой нормы”. Административно-правовые нормы не всегда имеют 3 элемента - чаще всего один из них отсутствует. Поэтому эти нормы носят бланкетный, т. е. отсылочный характер. Особенности административно-правовых норм: 1.Применяются в сфере государственного управления. 2.Содержат в себе юридически обязательные правила поведения, адресованные различным субъектам, действующим в сфере государственного управления. 3. Имеют императивный характер.

По юридическому содержанию - обязывающие, запрещающие, уполномочивающие. Если сущность двух первых определенна и ясна, то об уполномочивающих нормах надо иметь в виду, что они носят рекомендательный характер для правоприменителя, исполнителя и пользователя и представляют им право действовать по своему выбору (усмотрению), но в пределах, установленных законом.

По функциональному назначению - материальные, регулирующие правоотношения в состоянии покоя (статики), отвечают на вопрос: кто? что? (имеет право, обязан и т. д.). Процессуальные - регулируют правоотношения в состоянии применения первых, в их движении (динамике) и отвечают на вопросы: когда? в каком порядке? кем?

По целевому назначению нормы делятся на регулятивные, содержащие правила созидательной, нормальной деятельности, и охранительные, призванные обеспечить защиту, охрану урегулированных юридическими нормами отношений.

Критерий предела действия норм (по территории, кругу лиц) позволяет отделить общеобязательные нормы от внутриаппаратных. В числе общеобязательных — федеральные, субъектов Федерации (республиканские, областные, краевые, окружные), городские, районные, поселковые, сельские. Среди внутриаппаратных можно выделить общеаппаратные, межведомственные, ведомственные, локальные (действующие в пределах отдельной организации).

Юридическая сила норм зависит от положения тех органов, которые приняли акты, содержащие нормы. Иерархия норм отражает иерархию органов, их принявших. Различаются нормы законодательные и подзаконные. Последние могут содержаться в указах Президента, постановлениях Правительства, приказах и постановлениях ведомственных органов, постановлениях глав администраций.

По уровню обобщенности правила (диспозиции) очень важно провести различие между нормами общими и специальными. Если общая и специальная нормы имеют равную юридическую силу, то при их конкуренции действует специальная.

По субъектам различаются нормы, регулирующие деятельность государственных организаций и их работников, негосударственных организаций, граждан, а также разных субъектов.

Срок действия нормы заранее установлен, значит, она временная, срочная. Постоянные нормы действуют неопределенное время, срок их действия заранее не определяется, они действуют до тех пор, пока не будут отменены.

По ситуации: действующие в нормальных условиях и те которые вступают в силу в чрезвычайных, форс-мажорных обстоятельствах. А значит, есть нормы обычные и экстраординарные.