Отладка программы
Отладчик DEBUG позволяет управлять процессом исполнения программы. С его помощью можно выводить на экран содержимое всех регистров, содержимое памяти, он имеет функции пошагового выполнения и возможность использования контрольных точек. Рассмотрим действия, которые необходимо выполнить для пошагового исполнения программы под отладчиком DEBUG. Выполним следующую команду (расширение EXE указывать обязательно):
DEBUG FIRST.EXE
Произойдет запуск отладчика и появится приглашение в виде знака дефиса (-). Некоторые наиболее используемые команды отладчика описаны в табл. 74. В квадратных скобках заключены необязательные параметры команд. Например, для выполнения всей программы от начала до конца под отладчиком нужно набрать команду G, а для выполнения до инструкции MOV AH, 9 – команду G 0011. Здесь адрес 0011h соответствует инструкции MOV AH, 9 и называется контрольной точкой. Для просмотра всех регистров служит команда R, а для записи значения, например, в регистр AX – команда R AX.
Табл. 74. Общеупотребительные команды отладчика DEBUG.
Команда | Действие |
D адрес D адрес_начала адрес_конца | Вывести содержимое ячеек памяти. |
E адрес значение 1 [значение 2…] | Изменить содержимое ячеек памяти. |
F адрес_начала L значение байта | Заполнить область памяти заданным значением. |
G [смещение 1] [смещение 2…] | Исполнить программу. Смещения определяют контрольные точки. Если они заданы, процессор остановиться перед выполнением команды в очередной контрольной точке и выведет содержимое регистров. |
Q | Выйти из отладчика в MS-DOS. |
R [имя_регистра] | Вывести содержимое одного или всех регистров. Если указан только один регистр, можно изменить его содержимое. |
T [число_команд] | Исполнить заданное число команд и вывести содержимое регистров на каждом шаге. Если параметр не задан, будет происходить пошаговое выполнение команд. |
U [адрес] | Транслировать содержимое ячейки памяти в команду. |
Команда T инициирует выполнение одной или нескольких машинных инструкций. После ее выполнения отображается содержимое всех регистров, включая состояния флагов регистра флагов. Значения двухбуквенных мнемокодов регистра флагов приведены в табл. 75.
Табл. 75. Мнемокоды регистра флагов.
Название флага | Установлен | Сброшен |
Переполнение | OV | NV |
Направление | DN | UP |
Прерывание | EI | DI |
Знак | NG | PL |
Нуль | ZR | NZ |
Вспомогательный перенос | AC | NA |
Четность | PE | PO |
Перенос | CY | NC |
На рис. 27 изображен типичный сеанс работы программы под отладчиком. Показана последовательность действий по проверке алгоритма работы команды смещения SHL. В данный момент регистр CL загружен числом 0Ah и выполнена команда SHL. В результате в регистр AX помещено значение 0400h.
Следующая команда пересылки передает это число в сегмент данных по смещению 0001. Команда отладчика d ds:0 позволяет просмотреть сегмент данных, начиная с нулевого адреса. Видно, что по нулевому адресу в сегменте данных находится число 01, а в следующих двух байтах 00 и 04 (т.е. в обратном порядке число 400h = 1024). Как видно, этот участок программы работает правильно. Для выхода из отладчика необходимо набрать команду q.
Рис. 27. Сеанс исполнения программы FIRST.EXE с помощью отладчика DEBUG.
Таков процесс разработки программы на языке ассемблера. Последовательность выполненных нами действий показана на рис. 28. Все они справедливы для разработки и отладки программ любого уровня сложности.
В общем случае объем программы может быть таким, что она не сможет поместиться в отведенный ей сегмент кода. Вспомним, размер программного сегмента не должен превышать 64 КБ. Если размер сегмента кода и данных не превышают это значение, то программа является одномодульной. В противном случае мы имеем многомодульную программу.
Рис. 28. Трансляция, компоновка и отладка программы FIRST.
Контрольные вопросы
1. Опишите этапы разработки одномодульной программы в среде TASM.
2. Для чего необходим файл листинга и какова его структура.
3. Перечислите основные команды отладчика.