Предложения

Программа на языке ассемблера состоит из последовательности предложений, каждое из которых записывается в отдельной строке:

 

<предложение>

...

<предложение>

 

Каждое предложение состоит из лексем, наименьших значащих элементов, которые включают специальные символы, зарезервированные слова, идентификаторы и метки.

Идентификаторыв языке ассемблера есть последовательность латинских букв (строчных и прописных), цифр и специальных знаков. На последовательность накладываются ограничения:

- длина идентификатора может быть любой, но значащими являются первые 31 символ;

- идентификатор не должен начинаться с цифры (A7 – разрешено, 7А – ошибка);

- точка может быть только первым символом идентификатора (.А – разрешено, А. – ошибка);

- в идентификаторах одноименные строчные и прописные буквы эквивалентны.

Идентификаторы разделяют на служебные слова и имена. Служебные слова име­ют заранее определенный смысл и используются для обозначения регистров и названий команд. Остальные идентификаторы называются именами и их можно пользовать по своему усмотрению, обозначая переменные, метки и другие объекты.

Целые числа могут быть записаны в десятичной, двоичной, восьмеричной или шестнадцатеричной системе счисления. Для различения используемой системы счисления в конце числа ставится спецификатор: в конце двоичного числа символ b (binary), в конце восьмеричного числа – о (octal) или q (символ «о» похож на ноль, поэтому допускается использовать «q»), в конце шестнадцатеричного числа – h (hexadecimal), а в конце де­сятичного числа – d (decimal).

Для различения чисел от идентификаторов перед буквенной цифрой (A-F), например A1h, должен быть указан незначащий ноль: 0A1h – число, А1h – идентификатор. Спецификаторы (b,d,h) и буквенные цифры (A-F) можно записывать строчными или прописными. Как правило, буквенные цифры записы­вают прописными, а спецификаторы – строчными.

Символьные данные. Символы и строки при записи заключаются в одинарные или двойные кавычки. В качестве символов можно использовать русские буквы. Если символ или строка заключена в одинарные кавычки, то одинарная кавычка удваивается, но двойную кавычку не удваивают: don"t 'don"t'. Если внешние кавычки двойные, то двойная кавычка удваивается, а одинарная не удваивается: "don't" don""t".

Переносить предложение на следующую строку или записывать в одной строке два предложения запрещено. При записи предложений действуют правила расстановки пробелов:

- пробел обязателен между рядом стоящими идентификаторами и (или) числами чтобы отделить их друг от друга;

- внутри идентификаторов и чисел пробелы недопустимы;

- в остальных местах пробелы можно ставить или не ставить;

- где допустим один пробел, допустимо любое число пробелов.

Все предложения делятся на три группы: комментарии, команды и директивы.

Комментариемсчитается любая строка, начинающаяся с символа «;». При трансляции программы ассемблер игнорирует все комментарии. В комментариях можно использовать любые символы, в том числе и русские. Допустим многострочный комментарий:

 

COMMENT <маркер> <текст>

 

В качестве маркера выбирается первый за словом COMMENT символ, отличный от пробела. Окончанием комментария считается позиция исходного текста программы, где снова встретился такой же маркер, например:

 

COMMENT * все это комментарий *

 

Команды представляют символьную форму записи машинных команд. Синтаксис команд следующий:

 

[<метка>:] <мнемокод> [<операнды>] [;<комментарий>]

 

Меткапозволяет отметить команду и затем выполнить на нее переход. Синтаксически метка – идентификатор с двоеточием. В отличие от машинного языка, где требуется определять адреса ячеек, в которых расположены команды для последующего указания этих адресов в командах перехода, в ассемблере достаточно отметить команду и затем ссылаться на нее по метке. В одной строке разрешается указывать только одну метку.

Мнемокод(мнемонический код) является обязательной частью команды. Это служебное слово, указывающее в символьной форме операцию, которую должна выполнить команда.

Операнды команды отделяются друг от друга запятыми. Опе­ранды записываются в виде выражений. Частным случаем выражений являются числа и имена переменных.

Комментарий. В конце каждой команды можно помещать комментарий.

Директивы.Помимо машинных команд с помощью специальных директив ассемблера в программе могут быть определены константы и переменные. Синтаксис директив следующий:

 

[<имя>] <название директивы> [<операнды>] [;<комментарий>]