Вопрос 3. Виды государственного регулирования кризисных ситуаций
Вопрос 2. Роль государства в антикризисном управлении.
Необходимость регулирования экономики признана сегодня практически во всем мире. Уже сложилось несколько моделей поведения государства. В каждой из них имеется свой подход как к вопросу государственного вмешательства в экономику, так и, в частности, к вопросу антикризисного управления. Рассмотрим основные модели регулирования экономики.
Характерной чертой американской модели регулирования экономики является поощрение с помощью государственных мер предпринимательской активности населения.
Японская модель предполагает повышение конкурентоспособности продукции на мировом рынке за счет различий между уровнем жизни населения и увеличением производительности труда, а точнее, за счет отставания первого от второго.
Шведской модели присущи перераспределение национального дохода и смягчение различий между разными слоями населения.
Германская модель обеспечивает функционирование механизма конкуренции, а также поддерживает малый и средний бизнес.
Предложенные модели различны, но у них есть общая черта: активное и заметное участие государства в регулировании экономики.
Основные виды государственного регулирования кризисных ситуаций:
- регулирование посредством нормативно-законодательной деятельности, которое осуществляется путем принятия новых законов и совершенствования уже существующих, в соответствии с настоящими условиями. Деятельность организации регламентируется большим количеством нормативных актов. Важнейшие из них: Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Существенными недостатками такой системы являются разобщенность указанных документов и отсутствие единого закона об организации, где были бы определены все основные аспекты ее деятельности. Государство регулирует кризисные ситуации также в сфере социальных ценностей и других сторон социальной жизни;
-финансовое регулирование, включающее большое число аспектов деятельности. Оно затрагивает общественные финансы, институциональные финансы, международные финансы, анализ финансовых инструментов и инвестиций, финансовый менеджмент. Финансовое регулирование проводится при помощи бюджета, который аккумулирует денежные средства и перераспределяет их;
-регулирование в производственной сфере, направленное на достижение консолидации отдельных секторов экономики и создание единой, целостной и сбалансированной системы. Только так можно найти выход из кризисных ситуаций. В производственной сфере государство должно сформировать свои цели и стратегию, которая будет действовать в течение долгого времени и направлена на достижение результатов в экономике. Формирование такой стратегии является ответственным этапом. Она должна учитывать интересы всех участников экономической деятельности, в ее основе должен лежать принцип сочетания влияния государства и рынка, она должна создавать благоприятные условия смягчения последствий негативных явлений, иметь социально-экономическую направленность и т.д.;
-перераспределение доходов. Во время кризиса по ряду причин без вмешательства государства уровень жизни части общества резко упадет. Перераспределение доходов поможет смягчить разницу. Без этого выбраться из кризиса будет значительно сложнее, так как при низком уровне жизни люди будут работать с низкой производительностью труда, а последствия пренебрежительного отношения проявятся на личностном уровне, а затем скажутся и на человеческом капитале страны. Поэтому борьба с бедностью путем перераспределения доходов должна осуществляться, несмотря на кризисные явления в обществе.