Практические рекомендации по описанию задач, решаемых функциональными подсистемами
Стратегические ИС
Развитие и успех фирмы во многом определяется принятой в ней стратегией. Под стратегией понимается набор методов и средств решения перспективных долгосрочных задач. Появился новый тип ИС – стратегический.
Стратегическая ИС – компьютерная ИС, обеспечивающая поддержку принятия решений по реализации стратегических перспективных целей развития организации.
Рассмотрим фирму, выпускающую продукцию, аналогичную уже имеющейся на потребительском рынке.
На фирму воздействуют внешние факторы:
- конкуренты, проводящие на рынке свою политику;
- покупатели, обладающие разными возможностями по приобретению товаров и услуг;
- поставщики, которые проводят свою ценовую политику.
Фирма может обеспечить себе конкурентное преимущество, если будет учитывать эти факторы и придерживаться следующих стратегий:
- создание новых товаров и услуг;
- отыскание рынков сбыта;
- создание прочных связей с покупателями и поставщиками;
- снижение стоимости продукции.
ИС стратегического уровня помогают высшему звену решать подобные задачи и осуществлять долговременное планирование, производить сравнение происходящих во внешнем окружении изменений с существующим потенциалом фирмы. Они способствуют созданию общей среды компьютерной и телекоммуникационной поддержки решений в неожиданно возникающих ситуациях. Используя самые совершенные программы, эти ИС способны в любой момент предоставить информацию из многих источников.
Бухгалтерия: учет по счетам материалов, основных средств, кассовых и банковских операций и т.д., составление периодической отчетности, проведение инвентаризаций, начисление заработной платы и т.д.
Отдел кадров: ведение архивов записей о персонале, прием, увольнение, перемещение сотрудников, табельный учет, оформление отпусков, повышение квалификации и переподготовка кадров и т.д.
Отдел снабжения: прием и учет заявок от подразделений на закупку сырья, материалов; заключение договоров с поставщиками и отслеживание их выполнения, управление запасами на складах, хранение закупленных товаров, поддержание минимального уровня складских запасов и т.д.
Отдел сбыта: реализация готовой продукции, заключение договоров с заказчиками и отслеживание их выполнения, решение споров после отгрузки продукции и т.д.
Маркетинг: изучение рынка, создание системы сбыта и распределения созданной продукции, реклама, ценообразование, послепродажное обслуживание потребителей и т.д.
Управление финансами: учет движения финансовых средств, составление бюджета и финансового плана, распределение финансовых средств, оценка финансовых возможностей предприятия, финансовый анализ и т.д.
Подготовка производстве:
техническая – исходя их плана расчет потребностей в людских ресурсах, в площадях, в оборудовании, в материалах и т.д.; составление заявок в отдел снабжения; анализ работы оборудования и т.д.
технологическая – разработка технологии производства, составление технологических карт, расчет удельных норм расхода сырья и т.д.
конструкторская – инженерные расчеты, проектные работы: составление чертежей, схем, планов, моделирование проектируемых объектов и т.д.
Практически в каждой фирме для обеспечения основной деятельности должен быть реализован базовый набор функций. К этим функциям относятся:
1) стратегическое планирование и управление;
2) анализ деятельности и оперативное управление;
3) финансовые функции;
40 работа с персоналом;
5) юридическое обеспечение;
6) электронная обработка данных;
7) поддержка проектов;
8) маркетинг, реклама и выставки;
9) обеспечение коммуникаций;
10) транспортное обеспечение;
11) складское обслуживание;
12) логистика отгрузок;
13) логистика снабжения и поставок;
14) таможенные функции;
15) секретариат (управление делами);
16) ведение архива;
17) протокольные функции;
18) безопасность;
19) охрана труда;
20) хозяйственные операции;
21) капитальное строительство и ремонт;
22) взаимодействие с филиалами.
В больших фирмах каждое подразделение, как правило, отвечает за какую-то группу базовых функций. В малых и средних фирмах один человек может выполнять несколько групп функций. По мере роста фирмы возникает проблема передачи части функций другому лицу, что должно поддерживаться специальной организационной процедурой.