История развития ботаники – история развития методов исследования от Роберта Гука до электронного микроскопа.

Вариативный курс. «Методы и объекты исследования в ботанике».

Ботаника – одна из главных среди естественных наук, т.к. помогает раскрывать закономерности природы и тем самым формировать мировоззрение.

Лекция 1. Цели и задачи предмета. История развития ботаники – история развития методов исследования от Р.Гука до электронного микроскопа.

Курс, предлагаемый вашему вниманию на нашем факультете, никогда не читался. Для изучения этого курса выделено в двух семестрах следующее количество часов:

1-ый семестр - лекций 9 часов, лабораторных – 20 часов;

2 -ой семестр - лекций 16 часов, лабораторных – 36 часов и в конце - зачет

Что такое вариативный курс? – Он является для студентов обязательным, но выделяется он учебной частью вуза (университета), а не Министерством образования. Задачи вариативного курса – расширение, углубление знаний по основному базовому предмету, в нашем случае по ботанике.

Мы с вами будем встречаться на лекциях через неделю (итого = 4 или 5 лекций) и на лабораторных занятиях еженедельно: в понедельник 8.00 (5101) и в четверг – 14.10 (5102).

Вот таковы наши задачи. А теперь приступим к 1-й теме нашего лекционного курса –

Прежде всего, что является объектом исследования ботаников? Растение.

Что такое растение?

Вопрос о том, что же называть растением, выглядит не столь однозначным, как это кажется на первый взгляд. Первым на этот вопрос попытался ответить древнегреческий философ и учёный Аристотель, поместив растения в промежуточное состояние между неодушевлёнными предметами и животными. Он определил растения как живые организмы, неспособные самостоятельно передвигаться (в противоположность животным). Позднее были открыты бактерии и археи, которые никак не подпадали под общепринятое понятие растений. Уже во второй половине XX века грибы и некоторые типы водорослей были выделены в отдельные категории, поскольку не имеют сосудистой и корневой системы, которая присутствует у других растений. И не случайно существовало много систем классификации органического мира и разные существа то относили к растениям, то исключали из них, что можно видеть на следующей схеме.

 

 

Эволюция систем классификации

Геккель (1894) Три царства Уиттекер (1969) Пять царств Вёзе (1977) Шесть царств Вёзе (1990) Три домена Кавалье-Смит (1998) Два домена и семь царств
Животные Животные Животные Эукариоты Эукариоты Животные
Растения Грибы Грибы Грибы
Растения Растения Растения
Простейшие Простейшие Хромисты
Протисты Протисты
Монеры Археи - Археи Прокариоты Археи
Бактерии Бактерии Бактерии

 

Растения — продуценты. Они получают органические вещества с помощью углекислого газа и энергии солнца в процессе фотосинтеза. И потому растение растет всю жизнь.

Другие признаки растений — неподвижность, чередование поколений и другие — не являются уникальными, но в целом позволяют отличить растения от других групп организмов.

Значение растений в природе и для человека.

Существование мира животных, включая человека, было бы невозможно без растений, чем и определяется их особая роль в жизни нашей планеты. Из всех организмов только растения и фотосинтезирующие бактерии способны аккумулировать энергию Солнца, создавая при её посредстве органические вещества из веществ неорганических; при этом растения извлекают из атмосферы CO2 и выделяют O2. Именно деятельностью растений была создана атмосфера, содержащая O2, и их существованием она поддерживается в состоянии, пригодном для дыхания. Растения — основное, определяющее звено в сложной цепи питания всех гетеротрофных организмов, включая человека. Наземные растения образуют степи, луга, леса и другие растительные группировки, создавая ландшафтное разнообразие Земли и бесконечное разнообразие экологических ниш для жизни организмов всех царств. Наконец, при непосредственном участии растений возникла и образуется почва.