Основные определения

ЛЕКЦИЯ № 9

 

ТЕМА: ПОДПРОГРАММЫ (ФУНКЦИИ) в С/С++.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

9.1. Основные определения.

9.2. Передача параметров в подпрограммы.

9.3 Область видимости переменных в функциях С/С++,
расширение области видимости переменных.

9.4. Перегрузка функций в C++.

Подпрограмма – именованная, логически законченная группа операторов языка, которую можно вызвать для выполнения любое количество раз из различных мест программы. В языке С/С++ подпрограммы реализованы в виде функций. Функция принимает параметры и возвращает единственное скалярное значение. Как известно, программа на С/С++ состоит из одной или нескольких функций. Функция должна быть описана перед своим использованием.

 

Описание функции состоит из заголовка и тела функции.

Заголовок_функции

{

тело_функции

}

Заголовок функции имеет вид

type имя_функции ([список параметров])

 

type – тип возвращаемого функцией значения; Тип функции показывает, какое значение возвращает функция: целое, вещественное, строковое и так далее. Если тип функции не указан, то подразумевается, что функция возвращает целое значение типа int.

список параметров – список параметров (аргументов) содержит перечень типов и имен величин, разделенных запятыми, и заключенных в скобки. Если функция не имеет параметров, то скобки все равно необходимы, хотя в них ничего не указывается, то есть в скобках в этом случае будет пустое место.

Например:

fun1(int a, int b, float d);

 

В случае, если вызываемые функции определены до функции main,структура программы будет такой.

директивы компилятора

...

Тип_результата f1(Список_переменных)

{

Операторы

}

Тип_результата f2(Список_переменных)

{

Операторы

}

...

Тип_результата fn(Список_переменных)

{

Операторы

}

int main(Список_переменных)

{

Операторы основной функции, среди которых могут операторы вызова функций f1, f2, ..., fn

}

 

В случае, если вызываемые функции определены после функции main или даже в другом файле,необходимо до первого вызова функции сообщить программе тип возвращаемого функцией значения, а также количество и типы ее аргументов. Подобное сообщение называется прототипом функции.

 

директивы компилятора

...

Тип_результата f1(Список_переменных);

Тип_результата f2(Список_переменных);

...

Тип_результата fn(Список_переменных);

int main(Список_переменных)

{

Операторы основной функции, среди которых могут операторы вызова функций f1, f2, ..., fn

}

Тип_результата f1(Список_переменных)

{

Операторы

}

Тип_результата f2(Список_переменных)

{

Операторы

}

...

Тип_результата fn(Список_переменных)

{

Операторы

}

 

Прототипы функции.Прототип функции имеет следующий вид

тип<имя функции>(список параметров)

Использование прототипа называют еще объявлением функции или просто ее declaration. Прототип может полностью совпадать с заголовком функции, хотя при объявлении функции компилятору необходимо знать только имя функции, количество аргументов и их типы и тип возвращаемого функцией значения. Поэтому имена аргументов как имена формальных параметров не имеют никакого значения и игнорируются компилятором.


Поэтому прототип функции может иметь один из следующих видов:

int fun1(int x, int y, char* c); или int fun1(int, int, char*);

Если возврата функции не требуется, то тип возвращаемого значения функцией –void.

Возврат значений с помощью оператораreturn.

Для того, чтобы функция вернула какое-либо значение, в ней должен быть оператор возврата

return значение;

 

Если тип возвращаемого значения функцией –void,то оператор возврата просто –return и его можно даже опустить в теле функции.

Return вызывает немедленный выход из функции и возврат в основную подпрограмму. С помощью оператораreturnиз функции возвращается единственное значение. Это может быть число, адрес, структура.

 

Пример.Подпрограмма для вычисления определенного интеграла методом Ромберга.

 

Параметры

1. float (*f)(float ) – указатель на функцию, возвращающую тип float и имеющую один формальный параметр (float ).

2. float a –нижний предел интегрирования;

3. float b– верхний интегрирования.

 

float Romberg (float (*f)(float ),float a, float b)

{

float d,s,h ,rombint;

int m,n,i,j,k;

float t[15];

 

k =12;

d = b - a;

t[0] =(f(a) + f(b)) / (float)2.0;

n = 1;

for ( i = 1 ; i < k+1 ; i ++)

{

s = ( float ) 0.0;

n = 2 * n;

h = d / n;

for ( j = 1 ; j <= n ; j = j + 2)

s = s + f( a + j * h );

t [i+1-1]= ( 2* s/n + t [i-1]) / (float)2.0;

 

m = 1;

for ( j = i; j >= 1 ; j --)

{

m = 4 * m;

t[ j -1] = t [j ] + (t[j ] - t [j - 1])/ (m - 1);

}

}

rombint = t[0] * d;

 

return (rombint);

}