Персонализм.

Экзистенциализм.

Экзистенциализм – одно из влиятельных философ­ских направлений ХХ в. Экзи­стенциалистские идеи широко разрабатывались в России (Шес­тов, Бердяев), затем - в Герма­нии (Хайдеггер, Ясперс) и Фран­ции (Сартр, Марсель, Камю). В центре внимания экзистенциа­лизма - проблемы смысла жиз­ни, индивидуальной свободы и от­ветственности. Одно из основных понятий данного философского на­правления - экзистенция. Понятие экзистенции как основы личности впервые было введено датским фи­лософом Кьеркегором, которого эк­зистенциалисты считают одним из своих предшественников. Экзистен­ции - центральное ядро человече­ского «Я» как конкретной неповто­римой личности; она несводима ни к переживанию в психологическом смысле, ни к всеобщему мысляще­му разуму. Экзистенция заключает в себе нерасчлененную целостность субъекта и объекта, недоступную рационалистическому мышлению, исходящему из противопоставления субъекта объекту. Человек осознает себя как экзистенцию прежде всего в «пограничной ситуации» - перед лицом смерти, болезни, катастрофы, реже - в обыденной жизни. Свобо­да человека понимается в экзистен­циализме как свобода выбора само­го себя (Сартр), формирование себя своими действиями и поступками. Человек существует лишь настоль­ко, насколько он себя осуществляет, при этом свободный человек несет ответственность за собственный вы­бор. Экзистенциалисты описывают человеческое существование в тер­минах тревоги, заброшенности, от­чаяния. Обсуждение проблем взаи­модействия личности и социального целого приводит к понятию абсурда, к поиску путей изживания абсурда (Камю), к «прорыву мира объекти­вации» (Бердяев). Традиционно в экзистенциализме выделяются атеистическое и религиозное на­правления.

Персонализм признает личность первичной реальностью и высшей духовной ценностью. Существуют две ветви персонализма — религиозная и атеистическая. Поскольку религиозные персоналисты рассматривают как верховную личность Бога, то весь мир понимается ими как проявление Его творческой активности. Цель человека — единство с высшей личностью — Богом. В связи с этим человек имеет три направления развития — экстериоризацию — развитие во вне, интериоризацию — саморазвитие и трансценденцию — высшее направление развития, в котором оба предыдущих сосредоточиваются на достижении высшей цели — истины, добра и красоты в единении с Богом.

Данное направление сформировалось в конце XIX в. в России и США, а затем получило распространение во Франции (30-е гг. ХХ в.) и др. странах.

Персонализм имел широкое развитие в начале XX в. в России (к этому направлению относят Н. Бердяева, Л. Шестова, отчасти Н. Лосского). В этом направлении заметно противопоставление личности как первичного всем остальным жизнепроявления. Именно личность создает социум; история трактуется как процесс, основанный на развитии личностного начала в человеке.

3. «Философия жизни».

«Философия жизни» – философское направление, сложив­шееся в последней трети XIX в. в Германии и Франции. Ее представи­тели – Ницше, Дильтей, Зиммель, Бергсон, Шпенглер, Ортега-и-Гас­сет. Основа «философии жизни» ­

представление о жизни как о пер­вичной, фундаментальной реально­сти, органической целостности, предшествующей разделению на субъект и объект, материю и дух, бы­тие и сознание. Ницше, продолжая традицию Гераклита, считает жизнь вечным движением, становлением, изменением. Жизнь лишена бытия, лишена цели, неподвластна оценке. На подобной трактовке жизни бази­руются теория Ницше о «воле к вла­сти» и «переоценке всех ценно­стей». Дильтей трактует жизнь как поток культурно-исторически обус­ловленных переживаний человека, подчеркивая ее сложность, много­гранность и противоречивость. Для Зиммеля жизнь в процессе постоян­ного становления создает культурно-исторические формы, обречен­ные бесконечно рождаться, поддер­живая ее, и отмирать, становясь ее тормозом. Бергсон понимает жизнь как изначальный творческий порыв, некую космическую силу, бесконеч­ное становление, «творчество ради творчества». «Философия жизни» противопоставляет классическому рационализму и механистическому естествознанию идею жизни как целостного творческого процесса, развития, становления. Познание этого процесса неподвластно омертвляющему, разлагающему все на составные части аналити­ческому разуму. Иррациональная в своей основе, жизнь познается лишь внеинтеллектуально, инту­итивно, образно-символически.

Наиболее адекватным средством познания жизни выступают инту­итивные основы творчества, ху­дожественный образ, миф. «Фи­лософия жизни» резко противо­поставляет рациональные и инту­итивные формы познания (Ниц­ше, Бергсон), время и простран­ство (Бергсон, Шпенглер), приро­ду и историю (Дильтей, Шпенг­лер).