О. Конт.

Исторический материализм.

Исторический материализм - социально-философская теория марксизма. Развивается с се­редины XIX в. Его творцами и разра­ботчиками явились К. Маркс, Ф. Эн­гельс, К. Каутский, Г. В. Плеханов, В. И. Ленин, А. Лабриола, А. Грамши и некоторые другие. Историче­ский материализм является сино­нимом целостного знания об об­ществе и его истории, в нем в тес­ной логической связи выражены все или почти все основные ком­поненты философского знания об обществе. Основная идея истори­ческого материализма выражает­ся в законе об определяющей ро­ли материального производства в развитии общества. Главное его содержание состоит в концепции общественно-экономических фор­маций, в которой концентриро­ванно и сущностно выражается человеческая история. В теории исторического материализма вы­деляются три основных аспекта: развитие общества есть естест­венно-исторический процесс, т. е. совершается по объективным за­конам; история является резуль­татом деятельности людей, что проявляется в роли народных масс и личности, в классовой борьбе, в революциях, деятельно­сти партий и других обществен­ных организаций; итоговым вы­ражением общественного про­гресса считается мера, полнота развития человека как личности. Развитие исторического материа­лизма (сам термин появился толь­ко в 1890 г., а до этого о нем гово­рилось как о материалистическом понимании истории) идет во мно­гом по линии тех проблем, кото­рые были мало или очень слабо разработаны его основоположниками. Это касается вопроса об активном обратном воздействии на общество политико-правовых, духовно-идеологических факторов, социальной психологии, а также в особенности учения о человеке. Его сущности, месте в обществе, его свободе, судьбе, закономерностях формирования как личности. В настоящее время исторический материализм является одним из основных направлений социальной философии. В этом качестве он существует наряду с неомарксизмом, научно-технологическим детерминизмом, социальным позитивизмом и религиозной социософией.

 

Неудовлетворенность спекулятивным методом Гегеля привела к назреванию необходимости перехода от спекулятивно-теоретической философии к философии, которая опирается только на непосредственно зафиксированные факты, к теориям, являющимся основой реальной практики человека. Эта потребность нашла свое выражение в позитивизме, основателем которой является французский философ Огюст Конт.

Огюст Конт (1798—1857) испытал на себе сильное влияние французского просветителя Сен-Симона, у которого он проработал секретарем с 1818 г. по 1824 г. Именно в это время он начинает серьезно работать над социальными вопросами, которым посвящена его работа “Основной разрыв между воззрениями и желаниями”. В этой статье он говорит о том, что народ должен высказать свои желания, ученые — разработать и указать как средства, так и пути удовлетворения этих желаний, а правительство, в свою очередь, осуществлять эти меры. В 1822 г. им была подготовлена работа, носящая уже вполне самостоятельный характер (выходит из-под влияния Сен-Симона), — “План научных работ, необходимых для реорганизации общества”. В 1830 г. начинает печататься его “Курс положительной (позитивной) философии”. После выхода в свет 6-томника его идеи получают широкое распространение и начинают появляться последователи.

Конт стремится соединить новую философию с общественной жизнью и создает с этой целью, а также реагируя на революцию 1848 г., общество, цель которого — распространение позитивизма среди народа под девизом “Порядок и прогресс”. Кроме того, общество было призвано формировать общественное мнение, влияя таким образом на общественно-политическую жизнь и направляя ее. Однако это общество не смогло оказать хоть сколько-нибудь значимого влияния на политическую жизнь страны. В конечном итоге Конт превращает свое учение в культ и выпускает позитивный катехизис.

Целью социальной теории Конта является интеллектуальное развитие всего человечества. Под философией он понимает общую систему человеческих знаний, а прилагательное “позитивный” должно развеять все недоумения. Это учение основывается только на положительных фактах, что является одной из смысловых особенностей позитивной философии. Еще одна характерная особенность философии Конта — преодоление философии критицизма, который, как утверждает Конт, отошел в прошлое, поскольку носит разрушительный характер, тогда как пришло время созидательной работы.

Основная задача позитивной философии — производство истинного и точного знания, основанного на непосредственно зафиксированных фактах, и четкая организация этого знания в строгую иерархическую систему. Конт подчеркивает, что его философия строго научна, чем принципиально отличается от теологических учений и метафизических систем.

Другая задача философии Конта - объединение отдельных наук, что должно послужить созданию положительной политики, которая, в свою очередь, приведет к реорганизации общества. Позитивная философия должна систематизировать знания в виде научных теорий, не включая при этом в курс позитивных наук прикладные науки. Согласно Конту все явления окружающего мира распадаются на:

1) явления неорганических тел, которые дают начало неорганической физике, состоящей из физики небесной и земной. В состав земной физики входят физика и химия;

2) явления органических тел, дающие начало органической физике, которая занимается явлениями, относящимися как к отдельным особям, так и к обществу в целом. Органическая физика включает в себя физиологию и социальную физику (социология).

Позитивная философия основывается на 5 науках — астрономии, физике, химии, биологии, социологии, а также математике, т. к. она занимается самыми общими явлениями позитивной этики.

Классификация наук должна не только определить взаимосвязь разных дисциплин, но и свести все многообразие фактов к законам, число которых должно быть ограничено для удобства их исполнения.

Исходное положение, на котором основана позитивная философия, Конт выражает следующим образом: “Все наше знание происходит из опыта, им ограничивается, и выйти за его рамки невозможно”. Конт считает, что рассудок, память и воображение существуют одновременно и везде, а способность к наблюдению становится доминирующей.

Базовая основа общества — семья, представляющая собой своеобразную субстанцию социума. Именно в семье человек, преодолевая свойственный его природе эгоизм, учится жить для других.

Главным фактором достижения прогресса Конт считает правильное совершенствование. Он выделяет 3 стадии развития общества: теологическую, позитивную (переходную) и научно-промышленную. По мнению Конта, позитивная философия должна стать своеобразной религией всего человечества, проповедующей культ науки, который должны утверждать ученые, в связи с чем их роль в обществе будет определяющей.

По сути своей позитивная философия — это философия науки, обобщающая данные естествознания.