ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЦЕНУ В ТУРИЗМЕ
1. уровень спросана туристский продукт - если на рынке небольшое число потребителей, то цена должна быть достаточно высокой для компенсации ограниченности рынка;
2. покупательские привычки и покупательская способность;
3. валовые издержки производства.Предприятие взимает за продукт такую цену, которая покрывает все валовые издержки, издержки, связанные с продвижением и сбытом, а также норму прибыли. Прибыль, заложенная в цене продукта, должна остаться с целью компенсации бизнес-риска после уплаты всех обязательств партнерам по договорам и всех налогов. Предприятия, которые ставят своей целью долгосрочное выживание на рынке, в коротком периоде могут принять на себя убытки, чтобы занять выгодную позицию на рынке или позицию лидерства;
4. скидки -срабатывает эффект масштаба — при увеличении объемов производства снижаются постоянные издержки. Скидки предоставляются также за дополнительное количество клиентов и за своевременное исполнение своих обязанностей по договору;
5. наличие товаров-заменителей у конкурентов;
6. степень насыщения потребностей своего целевого рынка;
7. изменения в окружающей среде (политической, экономической, правовой);
8. качество продукта;
9. отличительные характеристики продукта;
10. цены конкурентов;
11. сезонность;
12. психологические особенности;
13. невозможность хранения продукта вследствие его нематериальной природы. В результате этого розничные продавцы не разделяют с производителем риск, связанный с образованием непроданных запасов. Кроме того, туристский рынок регулируется государством, которое нередко контролирует цены и сезонную дифференциацию цен.
Турагенты делают наценку на продажную цену туроператора, тем самым покрывая свои накладные расходы и получая прибыль. Туроператоры определяют нижний уровень цен, ниже которого турагенты не имеют права понижать цены.
Ценообразование в сфере услуг (в том числе в туризме) имеет ряд особенностей:
· услуги туризма (как и услуги вообще) представляют собой конечный продукт, предназначенный непосредственно для потребления, поэтому цены на услуги — это розничные цены;
· если на стадии создания промежуточного продукта его стоимость с помощью цен перераспределяется между хозяйствующими субъектами, то на стадии конечной реализации туристского продукта отклонение цен от стоимости ведет к перераспределению доходов населения между различными группами населения (потребителей и производителей);
· сфера услуг связана непосредственно с потребителем в процессе оказания услуг, поэтому она имеет устойчивый спрос на ряд услуг (в том числе и на услуги туризма). Однако устойчивость спроса во многом зависит от индивидуальных особенностей человека, поэтому при установлении цен на услуги необходимо, чтобы цена не вызывала у покупателей отрицательных эмоций;
· процессы производства, реализации и потребления услуг совпадают во времени, поэтому в сфере услуг применяется сезонная дифференциация цен и тарифов. Спрос на услуги туризма носит ярко выраженный сезонный характер.
На цену туристского продукта влияет ряд факторов:
· класс обслуживания (степень комфортности);
· вид туристского путешествия (по используемым транспортным средствам: авиационный, железнодорожный, автобусный и др.);
· формы обслуживания (групповой или индивидуальный тур);
· конъюнктура рынка на услуги туризма;
· сезонный характер предоставления услуг;
· география размещения туристских предприятий и др.