Узнай больше!

Согласно стандартам фирмы «1С», длина кода, если не определяется проектной логикой, должна быть фиксированной: 5 символов. Считается, что этого достаточно для любого справочника любой типовой конфигурации. При наличии префиксации длина кода увеличивается на допустимую длину префикса (на 3 символа).

Что касается длины наименования, то следует избегать завышенной длины, поскольку наименование, в большинстве случаев, является основным представлением, и не должно занимать слишком много места в диалоговых формах.


Для большего порядка предлагается пользоваться вариантами: 25 символов для «небольших» справочников. 50 символов для тех справочников, которым 25 символов мало. 100 символов для тех справочников, которым 50 символовмало.

ответим «Да» и в следующем окне нажмем «Принять»:

Теперь давайте посмотрим, что создаст система на основе того объекта конфигурации Справочник, который мы добавили. Выполним пункт меню Отладка | Начать отладку.На появившийся вопрос:

Перед нами откроется окно системы, в режиме 1С:Предприятие. Поскольку мы не создавали никаких интерфейсов пользователей, для просмотра результатов нашей работы следует воспользоваться меню, которое создает система по умолчанию.


37


фая разработка прикладных решений


Справочник


 


Выполним пункт меню Операции| Справочники...и выберем справочник «Клиенты».

Выполним Операции I Справочники... и выберем справочник «Клиенты»


Пока наш справочник «Клиенты» пуст, поэтому добавим в него несколько элементов (добавить новый элемент в справочник можно при помощи пункта меню Действия I Добавить, соответствующей иконки или клавишей «Insert»).




Добавим новые элементы в справочник при помощи меню или иконки

После добавления элементов, справочник будет выглядеть следующим образом."


Система откроет одну из основных форм справочника - основную форму списка.


Теперь мы можем перейти к созданию второго справочника, который будет использоваться в нашей конфигурации - справочника «Сотрудники».


39


грая разработка прикладных решений


Справочник


 


Создание справочника Сотрудники

С

правочник «Сотрудники» будет устроен несколько сложнее, чем справочник «Клиенты». Дело в том, что в нем мы будем хранить не только фамилию, имя и отчество сотрудника, но и информацию о его прошлой трудовой деятельности. Эта информация однородна по своей структуре (организация, начало, окончание работы, занимаемая должность), но количество предыдущих мест работы у разных сотрудников может быть различным. Поэтому для хранения такой информации мы будем использовать табличную часть справочника.

Вернемся в конфигуратор и создадим новый объект конфигурации Справочник. Назовем его «Сотрудники».

Наша задача будет состоять в том, чтобы создать справочник, имеющий табличную часть.

На закладке «Данные» зададим длину наименования справочника равной 50 символам и добавим в справочник новую табличную часть с именем «ТрудоваяДеятельность»:

Добавим в справочник «Сотрудники» новую табличную часть и зададим ее имя...


Создадим реквизиты табличной части «ТрудоваяДеятельность»:

• «Организация» - тип Строка, длина 100,

• «НачалоРаботы» - тип Дата, состав даты - «Дата»,

• «ОкончаниеРаботы» - тип Дата состав даты - «Дата»,

• «Должность» - тип Строка, длина 100:

Создадим реквизиты табличной части справочника...

Для реквизитов «НачалоРаботы» и «ОкончаниеРаботы» мы выбрали состав даты - «Дата», поскольку в системе 1С:Предприятие 8.0 значения типа Дата содержат как дату, так и время. В данном случае время начала и окончания работы нам безразлично.

" Узнай больше!

Согласно стандартам фирмы «1С» рекомендуется использовать следующие значения для реквизитов объектов конфигурации:

Числовой тип:

Реквизиты «флаг» - тип данных Булево. Реквизиты «сумма» - длина 15, точность 2. Реквизиты «количество» - длина 15, точность 3. Реквизиты «коэффициент» - длина 10, точность 3.


41


трая разработка прикладных решений


Справочник


 


Реквизиты «курс» - длина 10, точность 4. Реквизиты «процент» -длина 5, точность 2.

Строковый тип:

Допустимая длина должна быть в большинстве случаев переменной.

Неограниченная длина должна назначаться, если реквизит часто может быть не заполнен, или количество символов больше 100 (т. к. строки неограниченной длины хранятся порциями, а пустые строки совсем не занимают места).

Теперь нам следует выбрать вариант редактирования справочника. Очевидно, что редактирование в списке нам уже не подойдет, поскольку в списке мы не сможем редактировать табличную часть справочника и вводить информацию о трудовой деятельности.

Поэтому в справочнике «Сотрудники» мы выберем вариант редактирования справочника обоими способами - как в списке, так и в диалоге. Для этого перейдем на закладку «Формы» и установим соответствующий переключатель:

Зададим вариант редактирования справочника .


Создание справочника «Сотрудники» завершено - теперь можно запустить 1С:Предприятие в режиме отладки и заполнить справочник.

Выполните пункт меню Отладка | Продолжить отладку,на вопрос системы:

ответьте «Да», на последующие вопросы ответьте так же, как и ранее.

В появившемся окне программы откройте справочник «Сотрудники» и убедитесь, что установлен режим редактирования справочника в диалоге (меню Действия | Редактировать в диалогеили аналогичная иконка в командной панели).

Создайте сотрудников Гусакова Николая Дмитриевича, Делового Ивана Сергеевича и Симонова Валерия Михайловича, как показано на рисунках. Обратите внимание, что строки табличной части справочника можно сортировать по содержимому любой из колонок, или располагать в произвольном порядке, используя иконки командной панели:


43


фая разработка прикладных решений


Справочник


 



Можно управлять порядком расположения строк табличной части...


Создание справочника Номенклатура

С

правочник «Номенклатура» будет содержать информацию об услугах, которые оказывает OOO «На все руки мастер», и о тех материалах, которые при этом могут быть использованы.

Этот справочник не будет сложным, единственная особенность, которой он будет обладать - это наличие иерархической структуры. Для того чтобы справочником было удобно пользоваться, мы сгруппируем услуги в одну группу, а материалы - в другую. Кроме этого, поскольку OOO «На все руки мастер» оказывает самые разные услуги, они также будут логически собраны в несколько групп. To же самое можно сказать и про материалы.

Наша задача будет состоять в создании иерархического справочника. Создадим новый объект конфигурации Справочник и назовем его «Номенклатура». Перейдем на закладку «Иерархия» и установим флаг «Иерархический справочник».


 



Теперь мы можем приступить к созданию следующего справочника хНоменклатура».


Сделаем справочник иерархическим...


 


На закладке «Данные» зададим длину наименования справочника равной 100 символам.



:трая разработка прикладных решений


Справочник


 


Теперь запустим 1С:Предприятие в режиме отладки и заполним справочник «Номенклатура». В процессе заполнения справочника мы покажем, как создавать группы справочника и переносить элементы из одной группы в другую.

Создадим две группы в корне справочника: «Материалы» и «Услуги» (меню Действия | Новая группа):


• «Ремонт импортного телевизора»

и услуги по установке стиральных машин:

• «Подключение воды»,

• «Подключение электричества»:


 



В группе «Материалы» создадим пять элементов:

• «Строчный трансформатор Samsung»,

• «Строчный трансформатор GoldStar»,

• «Транзистор Philips 2N2369»,

• «Шланг резиновый»,

• «Кабель электрический»:


Теперь разнесем услуги по двум смысловым группам: услуги по ремонту телевизоров и услуги по установке стиральных машин. Для этого в группе «Услуги» создадим еще две группы: «Телевизоры» и «Стиральные машины»:


 




 


 


В группе «Услуги» тоже создадим несколько элементов - услуги по ремонту телевизоров:

• «Диагностика»,

• «Ремонт отечественного телевизора»,



:трая разработка прикладных решений


Справочник


 


Для того чтобы переместить услуги в соответствующие группы, в
окне списка установим курсор на ту услугу, которую мы хотим
переместить, и выполним команду

Действия | Переместить в группу. В открывшемся окне выберем новую группу:

Переместим услугу Диагностика в группу Телевизоры...


Создание справочника Склады

В

заключение мы создадим справочник «Склады», который будет содержать информацию о складах, используемых OOO «На все руки мастер». Этот справочник будет содержать один предопределенный элемент - склад «Основной», на который будут поступать все материалы.

Наша задача будет состоять в том, чтобы создать справочник, содержащий предопределенные элементы. Откроем конфигуратор и создадим новый объект конфигурации Справочник с именем «Склады». Перейдем на закладку «Прочее» и нажмем кнопку «Предопределенные». Система откроет список предопределенных элементов справочника. Сейчас он пуст, поэтому выполним команду Действия | Добавить и создадим предопределенный элемент с именем «Основной»:


 


Аналогичным образом переместите в группу «Телевизоры» услуги «Ремонт отечественного телевизора» и «Ремонт импортного телевизора». Услуги «Подключение воды» и «Подключение электричества» переместите в группу «Стиральные машины».

Затем в группе материалы создайте две группы: «Радиодетали» и «Прочее». В группу «Прочее» поместите «Кабель электрический» и «Шланг резиновый». Остальные материалы переместите в группу «Радиодетали».


Обратите внимание на то, что помимо наименования мы задали еще и имя предопределенного элемента справочника. В дальнейшем, когда мы будем использовать средства встроенного языка, мы сможем обратиться к этому элементу справочника, используя имя, которое присвоили ему в конфигураторе.


49


трая разработка прикладных решений


Справочник


 


Запустим 1С:Предприятие в режиме отладки и откроем справочник «Склады». Добавим в справочник еще один склад, который назовем «Розничный»:

Обратите внимание, что система отмечает различными пиктограммами простой и предопределенный элементы справочника. Несмотря на то, что можно изменить код или наименование у обоих элементов, пометка на удаление (или удаление) возможна только для простых элементов справочника. При попытке пометить на удаление предопределенный элемент, система выдаст предупреждение:


рассчитывать на них в выполнении каких либо алгоритмов она не может, в силу их «непостоянства».

Предопределенные элементы напротив, «постоянны». В процессе работы пользователя они находятся всегда на своих местах, и исчезнуть не могут. Поэтому с ними конфигурация может работать вполне уверенно и опираться на них, при отработке различных алгоритмов. По этой причине каждый из предопределенных элементов имеет уникальное имя для того, чтобы к ним можно было обратиться средствами встроенного языка.

На этом мы завершим подготовительную работу по созданию справочников и сделаем небольшое отступление, касательно тех вопросов, которые постоянно появляются у вас на экране при запуске и продолжении отладки.


 


Таким образом, теперь мы можем обозначить две характерные особенности предопределенных элементов:

• на предопределенные элементы могут опираться алгоритмы
работы конфигурации (т.к. возможно обращение к ним из
встроенного языка по имени),

• предопределенные элементы являются объектами базы
данных, которые нельзя удалить в режиме ЮПредприятия.

Из этого видно, в чем заключается принципиальная, с точки зрения конфигурации, разница между обычными и предопределенными элементами справочника.

Обычные элементы «непостоянны» для конфигурации. В процессе работы пользователя они могут появиться, исчезнуть. Поэтому конфигурация хоть и может отличить их друг от друга, но



:трая разработка прикладных решений


Справочник


 


Основная конфигурация и конфигурация базы данных

Д

о сих пор мы не углублялись в структуру системы 1С:Предприятие 8.0, но теперь пришло время сказать об этом несколько слов.

Вспомните, с точки зрения пользователя, программа 1С состоит из платформы и конфигурации. Мы говорили, что в каждом конкретном случае используется одна из множества возможных конфигураций. Настало время сказать, что это не совсем так.

Почему не так? Потому что в каждой информационной базе существуют, как минимум, две конфигурации.

Почему не совсем так? Потому что пользователь действительно работает всегда только с одной конфигурацией. Вторая конфигурация предназначена для разработчика или человека, который должен вносить изменения в конфигурацию (например, администратора базы данных). Для пользователя она «не видна».

Конфигурация, предназначенная для разработчика, называется Основная конфигурация (или просто Конфигурация - та, которую мы редактировали в Конфигураторе). Конфигурация, с которой работают пользователи, называется Конфигурация базы данных.


базы данных, используя основную конфигурацию. Но для этого придется завершить работу всех пользователей.

Разработчик всегда может сравнить основную конфигурацию и конфигурацию базы данных, может вернуться к исходному состоянию основной конфигурации, используя конфигурацию базы данных (если, например, совсем запутался в своих изменениях ©).

Таким образом, взаимодействие двух конфигураций можно представить следующим образом:

Сравнение, объединение


 


&~ Узнай больше!

О том, сколько и каких конфигураций существует в информационной базе можно прочитать в главе «Немного о конфигурациях» на странице 535.

Основную конфигурацию можно редактировать, конфигурацию базы данных редактировать нельзя, можно только произвести обновление конфигурации базы данных на основе основной конфигурации.

Такое внутреннее устройство позволяет вносить изменения в конфигурацию, не прерывая работы пользователей (поскольку изменения вносятся в основную конфигурацию). Затем, когда разработчик будет уверен в том, что все изменения, которые он внес, верны, можно будет быстро произвести обновление конфигурации


Когда разработчик работает с основной конфигурацией, система всегда подсказывает ему, отличается ли его вариант основной конфигурации от того, который сохранен, и отличается ли сохраненный вариант основной конфигурации от конфигурации базы данных.

Если разработчик редактирует основную конфигурацию и редактируемый вариант основной конфигурации отличается от того, который сохранен, в заголовке окна дерева конфигурации появляется признак модифицированности конфигурации (*):


53


[страя разработка прикладных решений


Справочник


 


Если сохраненный вариант основной конфигурации отличается от конфигурации базы данных, в заголовке окна дерева конфигурации появляется знак отличия конфигураций (<!>):


Отсюда следует немаловажный факт (о котором говорилось в предыдущем разделе), что если простые элементы справочника «безразличны» для конфигурации, то предопределенные элементы важны для нее, поскольку на них могут быть «завязаны» алгоритмы работы конфигурации.


 


Для сохранения основной конфигурации следует воспользоваться командой

Конфигурация | Сохранить конфигурацию,

а для обновления конфигурации базы данных необходимо выполнить команду

Конфигурация | Обновить конфигурацию базы данных.

При выполнении команды Отладка | Начать отладку,система сама сначала сохраняет основную конфигурацию, и затем производит ее сравнение с конфигурацией базы данных. В случае если конфигурации отличаются, выдается запрос на обновление конфигурации базы данных, который вы видели в предыдущих примерах.

При выполнении команды Отладка | Продолжить,система, после описанных выше действий, предлагает еще и перезапустить приложение, чтобы прекратить текущую отладочную сессию.

Таким образом, система старается облегчить жизнь разработчика и автоматизировать часто выполняемые операции.

Важным фактом является то, что именно в момент обновления конфигурации базы данных, система создает (модифицирует) в базе данных те структуры хранения данных, которые мы описали в виде объектов конфигурации.

Таким образом, обычные элементы справочника пользователь добавляет в ту структуру базы данных, которую создала система на основе объекта конфигурации Справочник, а предопределенные элементы этого справочника система добавляет в эту структуру сама, на основе все того же описания этой структуры, которым является объект конфигурации Справочник.



[страя разработка прикладных решений


Справочник


 


Палитра свойств

Е

ще один инструмент разработчика, который мы использовали по ходу изложения, но на описании которого не заостряли внимание, - это палитра свойств.

Если помните, мы использовали палитру свойств, когда создавали табличную часть и реквизиты табличной части объекта конфигурации Справочник «Номенклатура».

Палитра свойств это специальное служебное окно, которое позволяет редактировать все существующие свойства объекта конфигурации. Поскольку разные объекты конфигурации имеют самые разные свойства, содержимое этого окна будет меняться в зависимости от того, какой объект является текущим (на каком объекте конфигурации установлен курсор).

При некоторых действиях разработчика (например, создание табличной части), палитра свойств открывается автоматически. Но разработчик всегда может открыть палитру свойств объекта конфигурации самостоятельно, воспользовавшись пунктом «Свойства» контекстного меню правой кнопки мыши.

В этом случае палитра свойств откроется и будет закреплена на рабочей области конфигуратора. Однако есть удобная возможность «открепить» палитру свойств (используя символ кнопки в заголовке окна палитры свойств):


В этом состоянии, при наведении курсора мыши на любое другое окно, палитра свойств будет сворачиваться на дополнительную панель с правой (по умолчанию) стороны экрана:

А при наведении курсора мыши на символ свернутой палитры свойств, она будет открываться.

Подобным поведением (возможностью быть прикрепленным, прячущимся и т.д.) обладает не только окно палитры свойств, но и другие окна конфигуратора (например, окно дерева конфигурации).


«Открепим» палитру свойств.


[страя разработка прикладных решений


Справочник


 


Что нового мы узнали

- для чего предназначен объект конфигурации Справочник

- каковы характерные особенности справочника

- для чего используются реквизиты и табличные части

справочника - зачем нужны иерархические справочники и что такое

родитель - зачем нужны подчиненные справочники и что такое

владелец

- какие основные формы существуют у справочника - что такое предопределенные элементы - чем, с точки зрения конфигурации, отличаются обычные

элементы справочника от предопределенных элементов - что такое окно редактирования объекта конфигурации - как создать объект конфигурации справочник и описать

его структуру - когда следует использовать редактирование справочника

в списке, а когда - в диалоге - как добавить новые элементы в справочник - как создать группу справочника - как пользователь может отличить обычные элементы

справочника от предопределенных элементов - как переместить элементы из одной группы справочника

в другую


Q как запустить 1С:Предприятие в режиме отладки

Q зачем нужна основная конфигурация и конфигурация

базы данных

П как изменить конфигурацию базы данных ] как связаны объекты конфигурации и объекты базы

данных

Q зачем нужна палитра свойств П что такое подчиненные объекты конфигурации


Документ


Глава 3. Документ

В этой главе мы познакомимся с объектом конфигурации Документ. Вы узнаете, для чего используется этот объект, какова его структура и какие основными свойствами обладает документ. Затем мы создадим несколько документов и покажем, каким образом разработчик может задавать собственные алгоритмы выполнения тех или иных действий, связанных с работой документа.

Кроме этого, вы узнаете, как создать форму объекта базы конфигурации, познакомитесь с некоторыми конструкциями встроенного языка и узнаете, что такое типообразующие объекты конфигурации.


Объект конфигурации Документ

О

бъект конфигурации Документ является прикладным объектом и предназначен для описания информации о совершенных хозяйственных операциях или о событиях, произошедших в жизни организации вообще. На основе объекта конфигурации Документ платформа создает в базе данных информационную структуру, в которой будут храниться, например, такие документы как приходные накладные, или приказы о приеме на работу, или платежные поручения, или счета и т.д.

Характерной особенностью объекта конфигурации Документ является то, что в процессе работы пользователь может самостоятельно создавать новые объекты этой структуры - новые документы.

Поведение документа отличается от поведения всех остальных объектов базы данных. Документ обладает способностью проведения. Факт проведения документа означает, что событие, которое он отражает, повлияло на состояние учета. До тех пор, пока документ не проведен, состояние учета неизменно и документ - не более чем черновик, заготовка. Как только документ будет проведен -изменения, вносимые документом в учет, могут вступить в силу и состояние учета может быть изменено.

Поскольку документ вносит изменения в состояние учета, он всегда «привязан» к конкретному моменту времени. Это позволяет отражать в базе данных фактическую последовательность событий.

Следующим важным фактом, вытекающим из двух предыдущих, является то, что система 1С:Предприятие имеет механизмы, позволяющие отслеживать правильность состояния учета. Предположим, что мы изменили один из проведенных ранее документов и снова провели его «задним числом». В этом случае система 1С:Предприятие способна отследить, повлияют ли внесенные нами изменения на последующие проведенные документы, и если это так, система способна перепровести необходимые документы.

КДля тех, кто работал с версией 7.7

Движения документов no регистрам могут быть теперь с разными датами.

Документ может иметь несколько табличных частей.


 


60



Быстрая разработка прикладных решений


Документ


 


       
   
 
 

Для «визуализации>: форм:

У последовательностей могут быть измерения, за счет чего при восстановлении последовательностей будут перепроводиться только me документы, которые изменили состояние регистров no данному значению измерения.