Направления разработки муниципальных целевых программ в сфере социальной защиты населения
Несмотря на разнообразие форм социальной поддержки населения, остается актуальным вопрос об увеличении адресной социальной поддержки на муниципальном уровне.
В настоящее время рост цен на потребительские товары и услуги, повышение уровня оплаты жилищно-коммунальных услуг продолжают негативно влиять на качество жизни жителей муниципальных образований. Количество получателей адресной социальной помощи постоянно растет, что говорит о все еще низких доходах населения по отношению к величине прожиточного минимума и об актуальности оказания социальной помощи такой категории граждан.
Анализ обращений граждан с просьбой об оказании социальной поддержки показывает, что их причиной является не только низкий уровень доходов, но и трудная жизненная ситуация: потеря работы, утрата трудоспособности, длительная болезнь, преклонный возраст, одиночество, сиротство, отсутствие определенного места жительства, другие факторы.
В силу возрастных особенностей и состояния здоровья представители старшего поколения постоянно нуждаются в социальной поддержке, адресной помощи, социальной реабилитации.
В число наиболее уязвимых категорий так же входят дети из малоимущих семей, дети из неполных и многодетных семей, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, страдающие хроническими заболеваниями, дети-инвалиды, дети, находящиеся в социально опасном положении. Указанные группы детей в первую очередь нуждаются в дополнительной поддержке, в социальной адаптации и реабилитации. Несмотря на достигнутые позитивные результаты, остаются проблемы в сфере обеспечения жизнедеятельности детей, которые требуют особого внимания и решения. Одной из наиболее острых проблем детства остается проблема социального сиротства.
Учитывая комплексный характер существующих проблем социальной защиты населения муниципального образования, необходимо обеспечить их решение в рамках использования программно-целевого метода.
Для каждой из перечисленных выше категорий населения государством разрабатываются специфические программы социальной защиты, а на местном уровне должны разрабатываться программы социальной поддержки.
Можно рекомендовать следующие направления разработки муниципальных целевых программ в сфере социальной защиты населения.
¾ Оказание адресной социальной помощи малообеспеченным пенсионерам, малоимущим семьям, инвалидам и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации;
¾ Реализация системы дополнительных мер по предоставлению социальных выплат отдельным категориям граждан;
¾ Профилактика семейного и детского неблагополучия, обеспечение доступности социальной реабилитации и адаптации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
¾ Профилактика социального сиротства.
¾ Реализация мер по стимулированию рождаемости, содействие созданию условий для обеспечения безопасного материнства и рождения здоровых детей, охраны здоровья детей и подростков, в том числе репродуктивного здоровья;
¾ Содействие созданию благоприятных условий для улучшения положения семей с детьми, отдых и оздоровление детей, в том числе многодетных.
¾ Профилактика инвалидности в детском и подростковом возрасте;
¾ Снижение заболеваемости и улучшение состояния здоровья детей;
¾ Укрепление статуса семьи, материнства, отцовства и детства в обществе;
¾ Укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
¾ Развития доступных форм семейного обустройства детей-сирот;
¾ Развитие системы социального обслуживания, улучшение качества предоставления социальных услуг и совершенствование форм социального обслуживания, укрепление материально – технической муниципальных учреждений социального обслуживания;
¾ Беспрепятственный доступ к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения и др.